Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Казачьи символы и знаки

КАЗАЧЬИ СИМВОЛЫ И ЗНАКИ


Знамя - символ войскового и полкового объединения, святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. В случае, если знамя попадало в руки врагу, такой полк расформировывался. Как правило, оно хранилось в Войсковом Храме и выносилось оттуда по особо торжественным случаям. Зачастую служило коллективной наградой. На знамени Волжского казачьего Войска изображены Икона Спаса Нерукотворного, Знак Волжского казачьего Войска, даты 1560-1993 гг. И девиз: “Никого не устрашусь”. Цвета знамени - синий, желтый и красный, которые символизируют: Синий - реку Волгу, желтый - заволжские степи и красный - кровь волжских казаков, пролитую ими при защите Отечества.

Бунчук - знак Ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в церкви.

Булава, пернач - символ военной власти, которой наделяется атаман

Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально "насекались" имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Лампас - цветная нашивка на боковом шве казачьих шаровар. Появился в древности у скифов и бродников и символизировал принадлежность к войсковому сословию, а по цвету - к Войску. Совпадал по цвету с околышем фуражки. Символ освобождения от всех видов государственных платежей и казачьей независимости. В Волжском казачьем Войске лампасы алого цвета.

Медаль - личный знак атамана или почетного судьи. Носилась на шее - на ленте или на цепи, выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне помещались надписи: "Атаман станицы..." или "Почетный судья..." а также помещался Государственный герб или портрет Государя. На обороте гравировались имя и годы пребывания в должности. По окончании срока оставалась своему владельцу на память

Печать - на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Шашка, первоначально - сабля - холодное оружие, символ всей полноты прав у казака, а также обладания паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда "старик терял силы" и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На Кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Шапка - не всякая, специального образца. Первоначально - "клобук со шлыком", папаха, а затем – фуражка, знак обладания казаком всей полнотой прав. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак должен был быть в шапке. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шапка - символ принадлежности к войсковому сословию. На Круге иногородние и гости должны были быть с непокрытой головой. Считалось, что казак "шапку не ломает" и перед царем. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Нагайка - короткая конская плеть. Знак есаульца и приставов на Кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного женатого строевого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам обиженного, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если же через нагайку переступали, то это означало, что покорность не угодна, а обида или грех провинившегося не прощен. Использовалась для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга, схода, суда чести и совета стариков.

Погоны - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода "на льготу " Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Посох - символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, - особо важное сообщение.

Башлык - специально сшитый из верблюжьего сукна или шелка шарф. У большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди - следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает.

Знак нагрудный, войсковой - неотъемлемая принадлежность к форме каждого строевого казака. Обозначает принадлежность к конкретному Войску. В знаке символически отображена история Войска, местные, присущие конкретному Войску, особенности. Так, на знаке Волжского казачьего Войска изображен Набатный колокол, подаренный царем Михаилом Федоровичем самарским казакам за разгром калмыков при Яицких вершинах.