Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Гефсиманская обитель

Святая Земля - наша духовная родина. Она протягивает к себе. Душа, побывав там единожды, испытав свое обновление и очщение, стремится попасть туда снова и снова. И, живя вдалеке от Святых мест, в суете инославного мира, она продолжает оставаться в ней.....Так начинается книжка о Гефсиманской обители , которую составила Галина Майерталь, иерусалимская журналистка.
“В прежнее время наши паломники, которых и число-то было невелико, останавливались в Иерусалиме в православных греческих монастырях, причем терпели крайнюю нужду и всякого рода неудобства, тем более что до 50-х годов нынешнего столетия в Палестине не было ни русского консульства, ни миссии и ни одного русского уголка. Первая мысль об устроении быта русских богомольцев в Святой Земле принадлежит в Возе почившей Государыне Императрице Марии Александровне.
Для практического осуществления этой мысли в 1859 году Иерусалим посетил Великий князь Константин Николаевич с супругой и с сыном. Это было первое посещение Святой Земли Особами императорского дома. Оно отразилось в высшей степени благотворительно на дальнейших судьбах русского паломничества.”
Путеводитель по Святой Земле, 1888

“Наблюдая за всем тем, что связано с паломничествами на Святую Землю, диву даешься. Долгие годы жили русские эмигранты своей трудной, серой жизнью…Годы шли. Души у многих темнели, инословный мир засасывал, однообразие ежедневной жизни притупляло, гасли духовные запросы. Мало было эмигрантов, которые думали о существовании каких-либо монастырей на Святой Земле. Не знали о жизни, трудах и лишениях наших монахинь, этих последних верных стражей России. Далеко это - за морями, за пустынями. Да и кому же в голову придет думать о какой-то чужой неясной нужде, когда под боком своя, очень близкая и ясная…
Из воспоминаний Л. Э. Родзянко, паломницы 1952 года
 
“На паломничество по святым местам и на Святую Землю бытует два мнения: паломничество как обычное явление в истории человечества, поскольку и Божия Матерь, и апостолы, и первые христиане посещали местности, освященные пребыванием в них Иисуса Христа; и паломничество как явление второстепенное и необязательное в силу знаменитого Иисусова назидания «Ищите царствия Божия в себе». Я же лично считаю, что любое паломничество к святыням дело весьма важное для каждого верующего. А поклонение Гробу Спасителя, оплакивание своих грехов на Голгофе, молитвы в Гефсиманском саду - просто первостепенны. И кроме того на заботе нас, русских, лежат и наши женские обители в Иерусалиме. Хоть и малой лептой, но помогать им надо регулярно. И молиться за них тоже необходимо.
Из бесед с владыкой Илларионом, Архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским, в Гефсимании

Св. Мария Магдалина. Мозаика над входом в церковь.
Русский православный монастырь Св. Рав. Ап. Марии Магдалины (Гефсиманская обитель.)


Гефсиманская обитель.
История русского участка в Гефсимании.

Первые попытки России наладить связь со Святой Землей были предприняты еще царем Иоанном Васильевичем III, когда в 1497 году он отправил в Царьград первого русского посланника Михаила Плещеева. Но миссия эта не завершилась успехом, поскольку с начала 16 века Палестина оказалась под колониальным владением Турецкой империи, и лишь в 1699 году, когда царь Петр I одержал победу над турками и заключил с ними мир, Россия получила право свободного доступа паломников на Святую Землю. А после семи войн (1676-1812) и окончательного разгрома сил Оттоманской империи в 1829 году - право заступничества и покровительства православным славянам, находившимся под игом Турции, а также возможность открытия русского консульства в Яффе, для защиты своих паломников.
В 1848 году, с целью поддержки Православия в Палестине, русская православная Церковь отправила в Иерусалим свою духовную миссию во главе с архим. Порфирием (Успенским), который оставил по себе добрую память у православного населения Палестины, а в глазах западных Церквей высоко поднял авторитет России как защитницы и покровительницы Святой Земли.
В 1858 году в помощь Духовной Миссии был учрежден Палестинский Комитет под председательством Вел. князя Константина Николаевича.
Благотворительную деятельность Миссии укрепил архим. Антонин (Капустин), благодаря трудам и энергии которого, а прежде всего любви к Богу и к ближнему, произошло настоящее чудо: ежегодно архим. Антонин смог окормлять тысячи русских богомольцев, скупая в разных местах Палестины участки земли, отмеченные ветхо- и новозаветными событиями, и отстраивая на них церкви, подворья, странноприимные дома. За годы его начальствования (1865-1894) Миссия приобрела 18 крупных участков. Однако все они покупались на имя миссийского переводчика, православного араба Якова Егоровича Халеби, без возможности покупки в кредит и исключительно на добровольные пожертвования из России. Нужно сказать, что турецкие законы о земельной собственности весьма своеобычны. До последнего времени иностранец не имел права покупать в Турции земли иначе как с особого каждый раз разрешения султана. Чтобы обойти это препятствие, о. архим. Антонин все покупки свои должен был делать на имя своего драгомана Якова Халеби, который перед турецкою властию и являлся единственным собственником всех приобретений архим. Антонина, и последний имеет все причины вполне доверять ему. /.../Затем, турецкие законы допускают очень смешанное владение землей. Один может владеть землей, другой домом, стоящим на ней, третий крышей этого дома, пользуясь ею как террасой, и четвертый деревьями, растущими на земле первого.
Что же касается Гефсиманского участка, то он составил исключение, поскольку был приобретен на Высочайшее имя.

Игумения Мария (Марион Робинсон, 1896 - 1969 гг.).
Божиим промыслом оказалась матушка Мария в Иерусалиме и в Русской Гефсимании. Избрал ее Господь по вере ее и по личным качествам в устроительницы нашей обители, как живого центра православия - молитва и помощь ближнему. И мы здесь никогда не забываем об этом. Я не знала матушку Марию лично, но столько о ней слышала добрых слов и историй, что мне кажется, я и на самом деле с ней знакома. Должно быть, существует между нами какая-то невидимая связь.
Из бесед с игуменией Елисаветой (Шмельц), Гефсимания, 2000  
Матушка Мария родилась 8 июля 1896 года в г. Глазго (Шотландия). Мать - чистокровная шотландка, родом из помещичьей семьи. Отец - полуирландец, пресвитер Шотландской церкви, окончил университет в Гейдельберге (Германия) и впоследствии написал книгу о Христе под названием «Иисус Христос в новом освещении», в которой высказывал свое мнение о Воскресении Христовом, развивал личные мнения, считая Спасителя за духоносного человека. Появление этой книги повлекло за собой отлучение его от церкви, вскоре после чего он заболел туберкулезом и умер. В то время одиннадцатилетняя Марион гостила у друзей и в ночь на 4 декабря во сне услышала голос, что ее отец при смерти. В испуге девочка проснулась и уже не смогла уснуть, а утром за ней приехали, чтобы отвезти домой, поскольку ночью скончался отец. С этого момента можно говорить о так называемой мистической одаренности матушки Марии, которой она всюду так выделялась среди людей, которые ее окружали. В 17 лет Марион сама заболела туберкулезом и оказалась на излечении в санатории, где ей было видение Неопалимой Купины. Предчувствие будущих скорбей?  У Марион было два младших брата и старшая сестра. Последняя рано вышла замуж, отошла от Бога, и дальнейший контакт между сестрами не сложился. К братьям она была очень привязана, но они рано ушли из жизни. Геральд погиб на фронте в 17-м году. Накануне Рождества мать получила телеграмму, где он сообщал о своем приезде. И, несказанно обрадовавшись, она поджидала сына, как вдруг он пришел к ней во сне: «Не жди меня, но очень скоро мы будем вместе». После праздников пришла похоронная на Геральда. Через два месяца скончалась мать.
В доме никогда не говорили о душевных состояниях, поэтому матушка Мария вдвойне переживала все семейные испытания, которые, по счастью, не сломили, а напротив, закалили ее. И уже с молодости решила она посвятить себя Богу и миссионерскому служению ближнему.
Образование матушка получила в Шотландии, в женском колледже св. Леонарда, закончив его в 1914 году. Затем прошла полный двухгодичный курс сестер милосердия в Ливерпульском детском госпитале по специальности «детские заболевания и уход за больными детьми», по окончании которого (1919) получила диплом с похвальным отзывом. После чего прошла полный пятилетний курс медицинского образования в Лондонском госпитале(1919-1923), окончив его опять же с дипломом и с похвальным листом. И в довершение всего - учеба на факультете социальных наук при Белфордском университете в Лондоне (диплом в 1926 году).
После чего она проработала 4 года на государственной службе, получила конфирмацию High Church в Лондонском соборе св. Павла от лондонского архиепископа и поступила послушницей в монашескую общину Христа Спасителя Исцеляющего. С группой священников и женских сотрудниц была послана на послушание в Индию, в город Пуна, в епархию архиепископа Бомбея, с благословения которого основала там молитвенный миссионерский центр - Дом для приходящих больных с целью духовной и физической помощи страждущим. Пострижение в монашество по чину Высшей Англиканской Церкви с пожизненными обетами и с именем Стеллы произошло 10 августа 1929 года.
В 1932 году, будучи вызванной по делам общины в Лондон, она возвращалась в Индию, на место своего послушания, когда почувствовала непреодолимое желание поклониться Живоносному Гробу Господню в св. граде Иерусалиме. Уже находясь в пути, она сменила маршрут и 11 мая 1932 года прибыла в св. град Иерусалим. Там, по неисповедимой воле Божией и после глубоких переживаний, приняла православие и до конца своих дней (ум. 20.11.1969) оставалась в Общине, ею же основанной - нынешней Гефсиманской обители. 9 октября 1936 года монахиня Мария была возведена в сан игумений, а на Лазареву Субботу 1937 года в Вифании состоялось открытие школы-интерната для православных арабских девочек. Чуть позже там же открылась иконописная школа живописи под руководством художницы Татьяны Косинской. Через полтора года школа перешла в разряд средне образовательных училищ и стала женской гимназией с правом полноценного английского колледжа и с получением диплома (matriculation) по ее окончании.
Торжественное освящение нового здания Вифанской школы было совершено митрополитом Анастасием в 1939 году. В том же году, 1 сентября, была объявлена Вторая мировая война и связь с владыкой Анастасием прервалась. Жизнь молодой общины была затруднительной, но благодаря матушке Марии, которая все причитавшиеся ей наследные деньги переводила на монастырь, а также благодаря отзывчивости ее тети и родственников мать Марфы, постоянно поступала материальная помощь. Все это время матушка Мария искала возможность списаться с митрополитом Анастасием.
Первое извещение, полученное через Красный Крест, пришло от него из Баварии в 1944 году. Тем временем в Гефсимании под руководством архим. Серафима (Седова) совершались все церковные службы по уставу Русских Православных монастырей, и сестры продолжали свою монашескую жизнь - несли послушания и зарабатывали деньги рукоделием и, как впоследствии говорила матушка Варвара, «иными способами по умению».
В 1946 году занятия в Вифанской школе прервались, поскольку здание матушка Мария посчитала нужным сдать на несколько месяцев под общежитие для дочерей польских воинов. В том же году в Женеве Митрополит Анастасий, уже глава Русской Зарубежной церкви, совершил чин монашеского пострига Вел. княжны Татьяны Константиновны, дочери Вел. Князя Константина Константиновича. И вскоре монахиня Тамара отбыла на Святую Землю, в Гефсиманскую обитель.
Вторая мировая война и разгром Германии в очередной раз перекроили карту мира, вызвав вынужденное перемещение множества людей во все концы света. В результате чего женские монастыри на Святой Земле, в том числе и Гефсиманская обитель, пополнились насельницами. В основном из Бессарабии, а также из лагерей для перемещенных лиц (ДиПи) в Европе, где они находились в ожидании определения будущего проживания, организацией которого занимался митрополит Анастасий.
В 1948 году прекратил свое существование английский мандат в Палестине, а в мае того же года началась арабо-израильская война, внесшая внезапное изменение всего существующего режима в стране. Повсюду велись военные действия. Матушке Марии и мать Марфе, как великобританским подданным, неоднократно предлагалось покинуть Палестину и вернуться в Англию, но они наотрез отказывались. Игумения Мария спешным порядком обратила здание школы в военный госпиталь и выхлопотала правозащитную опеку Красного Креста. Во главе госпиталя оказался один из четырех оставшихся докторов, а сестрами милосердия стали учительницы Вифанской школы, старшие ученицы и монахини, проживавшие в Вифании. С первого дня госпиталь был полон, а врата Вифании и Гефсимании были открыты русским и арабским беженцам. Заселены были даже пещеры. Благодаря госпиталю Община получала продуктовую помощь от Красного Креста. Продукты доставлялись под непрерывным обстрелом. Несмотря на обстрелы, продолжались и занятия с оставшимися воспитанницами в Вифании, куда время от времени подбрасывали детей и из других школ.
Продолжала работать и амбулатория. И, конечно же, не прекращались службы в Гефсиманском храме. Словом, Вифанская община действовала активно, хотя оскудение чувствовалось во всем. Но Бог не оставлял сестер, и много чудес видели они в излиянии милости Господней.
К примеру, когда за гроши продавали все, что только было возможным продать, кто-то положил крупную сумму денег на подоконник раскрытого окна «нижнего» гефсиманского домика. Матушка Мария воодушевляла своих сестер и окружающих, утешая беженцев, давала им приют и помощь от скудости своей, показывая великий пример любви с несомненной верой и терпением. Но беда не приходит в одиночку. Война вызвала раздел Иерусалима и Палестины между Израилем и Иорданией. К тому времени у Сталина уже вызрел повышенный стратегический интерес к странам Ближнего Востока, и кремлевская администрация заявила о своих правах на русское церковное имущество в Палестине. Как известно, правительство нового израильского государства, на чьей территории оказалось большинство земельных владений, которые в свое время архим. Антонин приобрел для Духовной Миссии и которые все эти годы охранялись измученными, лишенными родины русскими людьми от посягательств на них инославными, пошло навстречу «религиозным устремлениям» Сталина. И как знать, какая на сегодняшний день сложилась бы «русская ситуация» на Святой Земле, не приди тогда в коварную сталинскую голову этот план. Вскоре же начались настойчивые попытки уговорить и правительство Трансиорданья передать Москве все русские участки, находившиеся на его территории. Давление производилось и через Иерусалимского Патриарха, который мерами церковных прещений пытался повлиять на тогдашнего начальника РДМ, убежденного монархиста и антикоммуниста архим. Антония (Сенкевича).
Вифания и Гефсимания административно находились на территории Трансиорданья, входившего в состав Иорданского Королевства. Однако все попытки склонить арабов пойти по пути Израиля и согласиться с присутствием на своей территории выходцев из коммунистической страны, пусть даже священнослужителей, оказались тщетными. Присутствие их расценивалось тогда как крайне нежелательное. Однако же политическая ситуация могла поменяться в любой момент, отчего игумения Мария и пребывала в постоянном страхе за судьбу своей общины, целиком состоявшую из антикоммунистически настроенных насельниц, за арабских школьниц и за судьбу вверенных ей гробниц с останками новомучениц Вел. княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары на случай, если святыню не удастся сберечь от посягательств безбожников. И для решения этих вопросов матушка Мария в сопровождении монахини Варвары отбывает в Лондон.
Проездом они останавливаются в Бейруте, где имеют аудиенцию с митрополитом Ливанским Илией. И уже из Лондона им наконец-то удается поехать в Мюнхен к митрополиту Анастасию. Связь восстанавливается, и вскоре на Святую Землю прибывает архим. Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской Общины и позднее начальником Миссии. Вместе с ним прибывает и группа сестер из Европы - очередное пополнение для общины. В отсутствие матушек руководство Общиной переходит к архим. Серафиму (Седову) и монахине Тамаре (Вел. княжне Татьяне Константиновне), имевшей большой авторитет у Иерусалимского Патриарха и у короля Иордании. О результатах поездки можно судить по тогдашней прессе.


Из газеты « Православная Русь», 1950, № 3
Жизнь Вифанской Общины, возглавляемой игуменией Марией и находящейся в Трансиорданъе, протекает в мире и спокойствии под общим покровительством правительства короля Абдуллаха, которое относится с большим доброжелательством к христианским святыням. И, в частности, к русским православным. Вифанская община сохраняет самые добрые отношения с церковными властями. /.. ./ По временам сестры причащаются у Гроба Господня.
После окончания войны госпиталь закрылся, и школа начала восстанавливать свою деятельность, хотя уже и на других началах. Образовался специальный класс по подготовке сестер милосердия. Помимо учебных занятий девочки занимались иконописью, музыкой, вышиванием, кройкой и шитьем.
Матушка Мария ценила красоту во всех ее проявлениях - в музыке, в поэзии, в живописи. Однажды в ее честь в Вифании был устроен детский спектакль, и как же он ей не понравился из-за отсутствия вкуса. Она считала, что приобщать детей к благообразию и к возвышающему душу чувству красоты необходимо с раннего детства. И неоднократно беседовала на эту тему с учительницами, помогая им составлять концертные программы. Особенно чутко переживала она стихию природных явлений и неоднократно придавала тому духовное значение.


Из воспоминаний епископа Алексея, 1928
За дверью из трапезной имеется особое помещение, где покоится тело Великой Княгини Елисаветы Федоровны и ее слуги Варвары. Раньше доступ в эту комнату был легким, а теперь он возможен только с разрешения сестры убиенной В. Кн. Елисаветы - принцессы Виктории Прусской. На двери два больших замка и печати, а над дверью иконы с неугасимой лампадой. Сестры уверяют, что за годы пребывания не заметили признаков тления.

В 1981 году, после прославления Русской Зарубежной Церковью обеих преподобномучениц, гробы с их останками были перенесены в сам храм.
Матушка Мария по-прежнему несла свое первое гефсиманское послушание -хранительницы усыпальницы новомучениц. Но не только. Главное ее послушание заключалось теперь в последовании жизненному примеру Великой княгини. Судьбы обеих оказались во многом схожи: обе приняли православие из инославия, обе основали очаги молитвы и милосердия, обе любили Святую Землю и обе полюбили Россию. И не оттого ли, что души их были сродными, они и встретились духовно в Гефсиманском саду, у гроба Великой княгини? И не оттого ли встреча эта определила духовный путь англиканской монахини Стеллы, преобразившейся в будущую гефсиманскую игумению Марию?
Убийство семьи Романовых и Вел. княгини Елисаветы Федоровны матушка игумения Мария переживала как истинно русская: «Купола храма нашей святой Марии Магдалины заблестят новым золотом, когда с них снимут траур, когда возродится Россия», - говорила она.
После 1948 года положение елеонской и вифано-гефсиманской женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной церкви, опять осложнилось: они лишились части дохода, выручаемого Миссией от сдаваемых в аренду «Русских построек», отошедших к государству Израиль. Много трудов и лишений пришлось им тогда понести, при том что деятельность каждой из них была своеобразной.

Елеон считался монашеской твердыней Русского Зарубежья, хранящим уставы и традиции российских женских монастырей. Там были живы исконно русское монастырское пение и старинные монастырские искусства: шитье золотом, шелком, бисером, плетение четок, иконопись, чеканка золотых и серебряных изделий и другие художественные мастерства. Да и сами насельницы Елеонского монастыря в то время были по большей части уже глубокими старицами.

Совершенно другое лицо имела Гефсиманская, она же Вифанская обитель. Моложе возрастом и составом сестер, она продолжала благородное и богоугодное дело евангельских сестер Марфы и Марии, а также Вел. княгини Елисаветы Федоровны. Обитель трудилась на миссионерском поприще и защищала православие на Святой Земле от инославной пропаганды. Молодые образованные сестры - русские и арабки - вместе трудились в монастырской школе по образованию арабских девочек и издавали миссионерский листок на арабском языке, который с благословения Блаженнейшего Патриарха Тимофея рассылался по местным приходам и соседним государствам ближневосточного региона. Благое вдохновение, некогда побудившее Вел. княгиню Елисавету Федоровну начать благотворительно-просветительскую работу Марфо-Мариинской Обители в Москве, вызвало к жизни и Вифанскую Общину, поныне почитающую Елисавету Федоровну своей основательницей.

 

Марина Грига (Лихтенштайн) прихожанка храма

Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге, председатель

некоммерческой организации Stichting OBPN Fonds Nederland