Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Казачья старина в Америке

Атаман Сергей Цапенко и неоднозначная история казачества
По данным Верховного атамана казаков Южной и Северной Америки Сергея Цапенко, в США и Канаде проживают около 8 тысяч казаков и находятся 48 казачьих станиц. Во многих из них существуют музеи, в которых хранятся документы и другие экспонаты, включая оружие, вывезенные казаками первой и второй волн эмиграции. Казаки, оказавшись в изгнании, пытаются сохранить свои традиции и наследие.

Между тем история казачества неоднозначна. Как известно, после революции 1917 года многие казаки оказались среди наиболее непримиримых противников советской власти. С другой стороны, были и «красные казаки», воевавшие на стороне большевиков, но судьба и тех, и других зачастую была трагической: во время и после Гражданской войны и до середины 1930-х годов казачьи области подвергались репрессиям, которые некоторые казаки называют «геноцидом». Во время Второй мировой войны многие казаки воевали на стороне нацистской Германии и именно их потомки позднее оказались в Америке.

На состоявшейся в Питтсбурге, штат Пенсильвания, военно-исторической выставке, одной из крупнейших в Америке, «Гран-при» получила общественная организация «Американское казачество» во главе с атаманом Сергеем Цапенко, представившая уникальные экспонаты. Позднее часть этой коллекции была показана в заново открывшемся Русском доме «Родина» в Хоуэлле, штат Нью-Джерси. Атаман Цапенко любезно согласился провести там экскурсию для съемочной группы Русской службы «Голоса Америки».

По словам атамана Цапенко, также являющегося известным коллекционером, многие представленные экспонаты – «музейного качества». Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что эта коллекция не снабжена историческим критическим контекстом, который присущ профессиональным музейным выставкам. Соседствующие здесь формы советского генерала и нацистского офицера и представленные антисемитские листовки требуют более развернутого исторического анализа, чем предложенное атаманом Цапенко объяснение «Из песни слова не выкинешь».

Понятно желание сохранить историю. Однако делать это можно по-разному. Историки в Германии, например, не отождествляют себя с нацистским прошлым, а в России существуют разные взгляды на историю, в том числе и советского периода. Атаман Цапенко в интервью газете «Русская Америка» сказал, что «всякий антисемитизм и все, что с ним связано, мы отвергаем с порога».

«Это твердая и последовательная линия всего казачества, – добавил он. – Мы ведь помним тот факт, что в казачьих войсках Красной армии в годы войны служило много евреев. Некоторые из них и сегодня проживают в США. Это говорит о том, что нельзя приписывать казачеству некий демонический антисемитизм. Тем более, что сегодня перед нами совместные задачи – борьба с терроризмом».

При этом атаман Цапенко, ратующий за единение «красного и белого казачества», несмотря на прямые вопросы корреспондента, показывая коллекцию, так и не воспользовался возможностью дать свою оценку поступкам тех казаков, которые во время Второй мировой войны сражались в одних рядах с нацистами.

Атамана Сергея Цапенко слушали корреспонденты Русской службы «Голоса Америки» Михаил Гуткин и Сергей Гусев.


http://www.golos-ameriki.ru/content/ataman-sergey-capenko/1419102.html