Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Расово-этнический состав Войска Запорожского

Вокруг темы расового и этнического состава запорожского казачества накопилось множество мифов. В частности, утверждается, что в Войске Запорожском было чуть-ли не "каждой твари по паре" или сборной всех известных в регионе народов различных антропологических типов. Данные измышления подогреваются также пространными сообщениями властей Речи Посполитой в их дипломатических отношениях с Турцией, которым необходимо было как-то оправдаться за набеги казаков. Так например в 1601 г. посол Речи Посполитой в Стамбуле Пясочинский, отвечая на обвинения турецкого султана по поводу нападений запорожцев на турок, сказал: «Казаки – сбор всякого народа, хотя в их рядах есть и беглецы из Польши», «если бы все казаки были из Польши, то их можно было бы укротить, а то они собираются отовсюду».
Однако это слишком общие утверждения, тем более носили они оправдательный политический характер, к тому же с целью убедить, что "поляки не причем". Что же говорит о происхождении запорожцев наиболее ценный документ - подробно написанный реестр?
В 1581 г. на службе у короля Речи Посполитой Стефана Батория состоял полк из 500 запорожских казаков, командовал которым Ян Оришовский, носивший звание «поручика казаков низовых запорожских». При записи в официальный реестр более половины казаков указало, откуда они происходят, что показывает этническо-территориальный состав полка, и на его примере приблизительно всего Войска Запорожского. Так вот, из земель Украины было 184 человека (70 из Киевской земли, 74 из Волынской земли, 20 с Волыни и Подолья, 12 из Галичины, 8 из Холмщины и Подляшья), из земель Беларуси – 140, из земель Московии – 24, из Польши – 10, из Литвы – 9, а также 1 немец, 1 серб, 1 «татарин» (скорее всего беженец из Крыма, принадлежащий к дотатарскому населению, отрекшийся от ислама), 1 «кафинец» (из Кафы-Феодосии, скорее всего грек или итальянец-генуэзец), 2 пятигорца (казаки, 1 из них «пятигорский черкес»). Таким образом, из 373 человек 49% происходили из Украины, 38% из Беларуси (всего из земель Руси - 87%), 6% из Московии, по 3% из Польши и Литвы (Regestr kozako'w nizowych zaporoskich i rzececznych, kto'rzy chodzili na sluz.be kro'la imci do Moskwy. См.: Грушевський М. Історія України-Руси. Том VII. Розділ III. Стор. 5).
Современные немецкие историки проанализировали имена и прозвища 356 из указанных 373 человек и пришли к сходному выводу – 45% из них с земель Украины, 40% из Беларуси, 10% из Московии, 5% из Польши (Luber S., Rostankowski P. Die Herkunft der im Jahre 1581 registrierten Zaporoger Kozaken // Geschich. Ost. Europas, 1980. Bd. 28. S. 389 – 390. См.: Голобуцький Володимир. Запорозьке козацтво. К.: Вища шк., 1994. Розділ III).
Таким образом, приходим к выводу, что Войско Запорожское на 85% состояло из русинов, а остальные так же были славянами или представителями родственных европейских народов. Все они были ассимлированы на основе южноукраинской казацкой культуры, т.е. представляли особую этнографическую группу русинов, соединенную одной культурой и одной расой. Исследования черепов запорожских казаков не выявили среди них примесей чужеродных рас, и все антропологические типы, которыми были представлены запорожцы, находятся в рамках антропологического комплекса северных и центральных европеоидов, причем самым многочисленным типом был нордический - 34,2% (Єндик Р. Вступ до расової будови України. - Мюнхен, 1949; Дяченко В.Д. Антропологічний склад українського народу. — Київ., 1965).


А это реконструкции черепов казаков из поля Берестецкой битвы (1651 год) из одинименного музея села Пляшева, Ровенской области.

http://forum.fstanitsa.ru/viewtopic.php?f=36&t=1943#p22316