Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

День памяти Адмирала А.В.Колчака

Убит в Иркутске адмирал А.В. Колчак, Верховный главнокомандующий белых армий, выданный революционерам его союзниками из стран Антанты.
Александр Васильевич Колчак (1874–1920) – выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской, Первой мiровой и Гражданской войн. Во время последней возглавил Белое движение как Верховный правитель России, будучи благословленным на это Патриархом Тихоном (см. его письмо). За отстаивание государственных интересов России непокорный адмирал был выдан Антантой красным, которые убили его без суда и труп бросили в реку.
(род. в 1874 г. — ум. в 1920 г.)

Русский адмирал, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Черноморским флотом (1916—1917 гг.), организатор белого движения в Сибири, Верховный правитель России (1918-1920 гг.).
Участник экспедиций в Северном Ледовитом океане и Заполярье, действительный член Русского географического общества, автор статей по гидрологии и составитель карт моря и побережья.
Награжден орденами Св. Георгия 4-й (1916 г.) и 3-й (1919 г.) степеней и др. орденами, большой Константиновской золотой медалью от Русского гидрографического общества.

Красноармейцы, горланящие удалую частушку о «правителе омском», понятия не имели, каким был белогвардейский Верховный правитель России А. В. Колчак. Для них он стал врагом революции, и значит — «Все на борьбу с Колчаком!». И они победили в этой борьбе. Александр Васильевич прожил всего 46 лет, но его жизнь была так наполнена событиями, что, не зная дат рождения и смерти, можно решить, что прожил он в три раза больше.
Александр родился 4 ноября 1874 г. в Петербурге. По отцу он имел сербо-хорватско-турецкие корни. Основатель рода Илиас-паша Колчак, серб, принявший мусульманство, был визирем турецкого султана и попал в плен под Хотином (1740 г.). Прадед будущего полководца Лука Колчак стал сотником Бугского казачьего войска, а отец Василий Иванович служил морским артиллеристом и вышел в отставку генерал-майором. Дядья по мужской линии имели высокие чины на флоте. Известен был и дворянский род матери, Ольги Ильиничны Посоховой, чей дед стал последним одесским градоначальником.
В гимназии Саша проучился только три года и в 14 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил вторым по успеваемости. Фактически он был лучшим, но отдал на выпускной аттестации первенство другому гардемарину. Его успехи в обучении были отмечены премией адмирала П. И. Рикорда — знаменитого мореплавателя и члена-корреспондента Академии наук. И сам юный мичман очень тяготел к научным исследованиям. Его послужной список состоит из двух частей: ратные деяния и научные экспедиции.

Морскую службу Колчак начал в 1895 г. в должности помощника вахтенного начальника на броненосце «Рюрик». На нем он участвовал в своем первом загранплаваний, затем был вахтенным начальником на крейсере 2-го ранга «Крейсер» (1896 г.), на эскадренном броненосце «Полтава» и броненосце «Петропавловск» (1899 г.).

По собственной просьбе Колчак был направлен в район боевых действий русско-японской войны — в крепость Порт-Артур. В чине лейтенанта он служил на миноносцах «Амур» и «Сердитый». На его минных заграждениях подорвались 4 японских транспорта и крейсер «Такасаго». Вместе с вице-адмиралом С. О. Макаровым Колчак участвовал в подготовке прорыва с моря блокады Порт-Артура, в разработке плана и нападении на транспортные суда японцев в Желтом море и Тихом океане, затем командовал береговой батареей крепости. Незадолго до падения Порт-Артура Колчак был ранен и попал в плен. Из лагеря в Нагасаки он через США в апреле 1905 г. вернулся в Россию. За японскую кампанию Александр Васильевич был награжден орденами Св. Анны 4-й степени, Св. Владимира 2-й степени и золотым оружием с надписью «За храбрость».

После войны Колчак читал лекции в созданном им офицерском кружке. Особое внимание он уделял минированию в качестве оборонительного и наступательного оружия. С 1906 г. исполнял обязанности штаб-офицера Морского Генерального штаба, принимал активное участие в реорганизации русского флота в должности начальника 1-й оперативной части Морского Генштаба (1911 г.). Затем Колчак командовал эсминцем «Уссуриец» (1912 г.), миноносцем «Пограничник» (1913 г.). В 1913—1914 гг. Александр Васильевич читал курс лекций «Служба Генерального штаба во флоте» в Николаевской морской академии.

К знаменитым операциям Колчака во время Первой мировой войны относятся тайные балтийские рейды по минированию вод за островом Бронхольм и в Данцигской бухте. На русских минах подорвались 4 немецких крейсера, 8 миноносцев и 11 транспортов. Принц Генрих Прусский, командующий германским флотом, запретил своим кораблям выход в открытое море. Это благоприятно сказалось и на положении всего сухопутного русского фронта. Осенью 1915 г. Колчак возглавил морские силы Рижского залива. Его знаменитый встречный удар сорвал крупную десантную операцию противника по захвату Риги, успешно прошел и организованный им русский десант в германском тылу в районе мыса Домеснес (Калкасрагс). Морские потери немцев на Балтике намного превосходили русские. За доблесть и отвагу Колчак был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в контр-адмиралы (1916 г.).

Буквально через два месяца уже в звании вице-адмирала Александр Васильевич получил назначение на пост командующего Черноморским флотом. Привыкший к активным наступательным действиям на Балтике, он и здесь не ограничился привычной обороной: руководил операциями по поддержке войск Кавказской армии, содействовал румынским войскам, организовал дозорную службу кораблей, обезопасил Черное море постановкой системных минных заграждений на Босфоре и на основных морских трассах. Благодаря его наступательной позиции турецкий и немецкий флоты понесли существенные потери и были очень ограничены в своих действиях.

С первых лет службы на флоте, как бы в перерывах между военными действиями, Колчак принимал участие в исследовательских экспедициях. Еще на «Крейсере» (1896 г.) он зарекомендовал себя не только грамотным офицером и знатоком военно-морского дела и истории, но и прекрасным гидрографом. Александр Васильевич даже хотел уйти в отставку, чтобы попасть на ледокол «Ермак», отправлявшийся в Северный Ледовитый океан. Узнав о готовящейся русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля, Колчак подал рапорт о переводе его в Сибирский экипаж. Пройдя подготовку в Главной физической обсерватории в Петербурге и в Павловской магнитной обсерватории, он в качестве второго помощника командира экспедиционного судна и гидрографа на шхуне «Заря» вел маршрутную съемку всего пути (1900— 1902 гг.). Таинственную Землю, которую видели Толль и Санников, они не нашли, но отметили много вновь открытых островов, один из которых у берегов о. Таймыр носит имя Колчака.
Участвовал Александр Васильевич и в тяжелой экспедиции (1903 г.) по поискам пропавшего без вести Толля и части его команды в районе о. Бенетта. Обнаружили только свидетельство их гибели, документы и гидрологические коллекции. За эти экспедиции и вклад в науку Колчак был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и большой Константиновской золотой медалью от Русского гидрографического общества. В 1906 г. он стал действительным членом Русского географического общества. В 1905—1906 гг., находясь в распоряжении Академии наук, Колчак занимался обработкой экспедиционных документов, организацией экспедиции на Северный Ледовитый океан, выпустил две карты восточной части Карского моря и различные планы морских побережий и якорных мест. Среди морских офицеров его стали называть Колчак Полярный.
К успешной военной карьере и научной работе вскоре добавилась спокойная семейная жизнь с Софьей Федоровной Омировой. Эта интеллигентная, свободно владеющая семью иностранными языками выпускница Смольного самостоятельно добралась к верховьям Яны, чтобы встретить жениха из полярной экспедиции. Они обвенчались в 1904 г. в церкви Знаменского монастыря в Иркутске. И вскоре в семье подрастали сын Ростислав и дочь Рита. Но тихая супружеская жизнь превратилась для Александра Васильевича в настоящую муку после переезда в 1916 г. в Севастополь. 42-летний вице-адмирал влюбился в жену своего однокашника по кадетскому корпусу, контр-адмирала С. Н. http://amnesia.pavelbers.com/Kolchak Timireva.jpgТимирева, Анну Васильевну. Семьи дружили домами. Но кодекс чести и дружбы стоял между чувствами влюбленных. Их сближению способствовало какое-то глубокое родство душ и любовь к музыке. Колчак сочинял вальсы, романсы, хорошо играл на фортепиано и гитаре. Уезжая с мужем во Владивосток, Анна Васильевна хранила в душе слова любви и память об огромной корзине ландышей от жесткого и далеко не сентиментального Колчака.
После революционных перемен февраля 1917 г. на флоте началось брожение. Дисциплина падала, матросы-балтийцы вели бешеную пропаганду среди черноморцев, призывая расстреливать начальников и брать корабли в свои руки. Поддерживать порядок стало невозможно. На глазах изумленных матросов, которые пытались разоружить офицеров, вице-адмирал швырнул свою золотую саблю за борт, объявив, что в создавшихся условиях ею может владеть только море. Арестовать его не посмели, но по решению Севастопольского совета отстранили от командования флотом.
В Петербурге, во время встречи с Керенским, Александр Васильевич познакомился с членом союзнической миссии вице-адмиралом Д. Гленноном и дал согласие на участие в боевых действиях американского флота. В Сан-Франциско он узнал об установлении большевистской власти, о позорном Брестском мире. Примириться с «властью хама» Колчак не мог. Он принял решение перейти на британскую военную службу и отбыл весной 1918 г. в командировку в Китай (Александр Васильевич великолепно владел китайским и тремя европейскими языками).
Его военный опыт пригодился белому движению. Мятеж 40-тысячного чехословацкого корпуса, следующего домой через Дальний Восток по КВЖД, членом правления которой с весны 1918 г. являлся Колчак, был им использован как база для создания вооруженных сил Сибири. К Пензенской, Сибирской и Владивостокской группировкам чехов присоединились офицерские отряды, казаки, студенты и даже рабочие и крестьяне. В ноябре указом Временного правительства Директории Колчак был назначен военным и морским министром. Спустя две недели членов Директории арестовали и выслали, а Колчак был не только произведен в адмиралы, но и стал именоваться Верховным правителем России. В его руках сосредоточилась государственная, военная, а после взятия российского золотого запаса (сотни тонн серебра, золота, платины и драгоценных камней оценивались в 1 млрд. 300 тыс. золотых рублей; сейчас царский рубль оценивается в 11,3 доллара) — и финансовая власть. Правитель мог платить войскам и поставщикам вооружения. Его авторитет, всегда высокий, теперь был безоговорочно признан остальными белогвардейскими формированиями (Деникин, Юденич).
http://amnesia.pavelbers.com/Kolchak76%5b2%5d.jpg
К весне 1919 г. колчаковская армия насчитывала 400 тыс. человек. Адмирал выехал на фронт, чтобы лично руководить наступлением. В марте Восточный фронт Красной Армии был прорван. Это спасло Добровольческую армию юга от сокрушительного разгрома. Колчак шел к Волге, намечая левым крылом соединиться с Деникиным, а затем двинуться на Москву. За освобождение Урала Александр Васильевич был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени.

Он находился в нескольких шагах от победы и тут совершил стратегическую (или правильнее будет сказать — патриотическую?) ошибку. Выступая, как и вся белая гвардия, за единую и неделимую Россию, Колчак отказал барону К. Г. Маннергейму в признании независимости Финляндии в обмен на наступление финских войск на Петербург. Красная Армия тем временем собралась с силами и бросила всех на борьбу с Колчаком. Большевики развернули огромную агитационную работу в армии силамиhttp://amnesia.pavelbers.com/Kolchak 5.jpg примкнувшего к белым Украинского полка им. Т. Шевченко. Мятеж был тщательно подготовлен изнутри, тысячи восставших с оружием и артиллерией переметнулись на сторону красных. Армия Тухачевского отбросила колчаковцев за Урал, на плечах отступающих белогвардейцев взяла Челябинск, где полыхало в поддержку большевиков восстание рабочих. В тылу по всей Сибири развернулось партизанское движение. В июле был сдан Екатеринбург, в августе — Челябинск, в ноябре пришла очередь Омска — столицы Верховного правителя.

Казалось, вся Россия встала против колчаковцев. Поражение было полным. В январе 1920 г. Колчак передал свои полномочия генералу Деникину. Руководство чехословацкого корпуса, охранявшего адмирала и эшелоны с российским золотым запасом, чтобы наконец-то «мирно унести ноги», пошло на соглашение с большевиками и выдало Колчака (все ценности корпус вывез в Прагу, где в середине 1920-х гг. был открыт Легио-банк, крупнейший перед Второй мировой войной).http://amnesia.pavelbers.com/Kolchak.jpg

15 января 1920 г. Колчак был арестован на станции Иннокентьевская и передан Иркутскому военно-революционному комитету. Узнав об этом, в Иркутске добровольно сдалась в руки большевиков любимая женщина и фактически вторая жена Александра Васильевича, А. В. Тимирева (законную супругу адмирала с детьми вывезли из Севастополя британские союзники). Анна Васильевна оставила свою семью еще весной 1918 г. Она не смогла быть вдали от любимого и тихо ждать его в Японии, «пока все образуется», переехала в Омск, затем отказалась эвакуироваться без него. Большевики поначалу предлагали ей «убраться на все четыре стороны», но Анна Васильевна настояла на аресте, чтобы разделить судьбу самого близкого человека. Им даже разрешили встречаться в тюремном дворе.

7 февраля 1920 г. Колчака расстреляли на берегу притока Ангары — р. Ушакова. Он стойко принял смерть. Говорят, что перед казнью Колчак снял папаху, перекрестился (тут все увидели, что он абсолютно седой), потом спокойно выкурил последнюю папиросу и бросил свой золотой портсигар красноармейцам из расстрельной команды со словами: «Пользуйтесь, ребята!» Тело затолкали под лед. Могилой адмирала, как и подобает моряку, стала вода. Большевики уничтожили врага революции. О заслугах адмирала перед старой Россией старались не вспоминать. Только сердце любящей женщины хранило память о нем.


http://amnesia.pavelbers.com/Admiral%20Kolchak.htm