Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Монархия в XXI веке: «за» и «против»

В последнее время многие российские учёные и государственные деятели всё чаще заявляют, что только монархия сможет навести порядок в стране и головах запутавшихся людей. Рядовые граждане тоже начинают понимать: восстановление данной формы правления в нашей стране поможет России подняться на принципиально новый уровень развития. Так, по данным ВЦИОМ, сторонников монархии в 1993 году было всего 6%, спустя три года – уже 15%. На начало 2011 года монархии симпатизируют свыше четверти россиян, в число которых я включаю и себя. Анализируя исторический опыт многих государств, я пришел к выводу, что монархия – одна из самых подходящих и перспективных форм правления.

Признаки монархии
Все мы со школьной скамьи знаем, что монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу и в первую очередь обусловлена традициями передачи трона. Король, царь, император, султан, эмир и хан – это всё монархи. Власть, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
В настоящее время существуют три основные системы преемства верховной власти. По салическому закону трон передаётся только по мужской линии, женщины из этого процесса исключаются полностью. Данный принцип соблюдается, например, в Швеции. В Великобритании работает кастильская система, которая отдает предпочтение мужчинам, но все же не исключает женщин из очереди престолонаследия: младший брат имеет приоритет перед старшей сестрой. Австрийская система уже даёт преимущество мужчинам во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь в том случае, если мужчины «голубых кровей» в этой стране исчезнут. Когда наследника избирает правящая семья, речь идёт уже о четвёртом типе престолонаследования – клановом. Он существует в некоторых арабских странах и встречается крайне редко.
По объему ограничений данная форма правления также бывает нескольких видов. Абсолютная монархия предполагает неограниченную власть главы государства. В данном случае все существующие уровни правления полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган – так происходит в Саудовской Аравии, Омане, Катаре. При конституционной монархии власть главы государства ограничена по закону или традициями. Она может быть дуалистической, например, в Марокко, Иордании, Кувейте, или парламентарной, в частности в Великобритании, Дании и Швеции. 
При дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены конституцией и парламентом, но в заданных ими рамках он обладает полной свободой принятия решений. При парламентской монархии император выполняет только представительную функцию. В этом случае правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.

Преимущества монархии
Понятно, что любая форма управления страной имеет свои сильные и слабые стороны. Но монархия, на мой взгляд, самая правильная политическая организация общества. Среди её плюсов много таких, с которыми не могут поспорить даже ярые республиканцы и либералы. 
Величие монарха – это величие и значимость той страны, которой он управляет. Между понятиями «монарх» и «государство» можно смело поставить знак равенства. Не может быть у великой державы плохого монарха, точно так же, как у хорошего монарха не может быть отсталой страны. Естественно, что монарх заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую территорию.
Восхождение к трону осуществляется не на основании чьих-либо интересов, оно предопределено самим фактом рождения ребёнка в семье монарха – это снижает возможность проникновения к управлению страной людей, для которых власть является самоцелью.
Престолонаследник, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем станет управлять страной. Ребёнку с малых лет прививают качества, необходимые для лидера державы. Это в какой-то степени гарантирует, что в ходе псевдодемократических махинаций власть не получит человек некомпетентный. Любой профессии надо учиться, а руководитель тем более должен пройти определённые ступени развития, до мозга костей прочувствовать масштабность управления и глобальность задач. Будущий монарх должен развиваться поэтапно, постепенно приходя к власти. И, конечно, если эти знания он получает с молоком матери, а затем развивает должным образом, то и руководителем станет высочайшего уровня. 
Вспомним хотя бы того же Геннадия Бурбулиса. Преподавал диамат и – бах! – стал секретарём Госсовета при Президенте России. Третьим человеком в стране! Разве не смешно? Прямо история про Золушку. И таких примеров можно привести массу.
Монарх – настоящий хозяин своей земли, поэтому губить её не станет. Не будет вором – зачем похищать у себя? Соответственно, смотреть сквозь пальцы на хищения других тоже не получится, ведь растаскивать будут ЕГО наследие. Этот человек заинтересован в росте общей капитализации экономики, а не в расширении текущих платежей, и никогда не позволит создать огромный, плохо контролируемый бюрократический аппарат, съедающий деньги опять же из его казны. Одно дело – свой личный карман, другое – карман абстрактного «народа». В республике же у власти пребывают временщики, которые, к сожалению, лишь за редким исключением пытаются здесь и сейчас улучшить собственное благосостояние. 
Для прихода к власти монарху не надо проводить популистских кампаний, помогающих набирать голоса электората. Долгосрочная перспектива даёт больше возможности для кардинальных преобразований, зачастую так непопулярных в краткосрочном периоде. Способность выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты – ещё одно из важных достоинств монархии. В данной системе глава государства социально исключён из  конкуренции, так что кровно заинтересован в выдвижении лучших людей. При этом в республике, например, даже самый порядочный президент видит в одарённом генерале или министре своего конкурента, и, следовательно,  «придерживает» его.  
Кроме того, монархия является отличным средством для борьбы с бичом нашего времени – коррупцией. Это подтверждают исследования Transparency International. Согласно отчётам этой организации, среди 20 наименее коррумпированных стран мира 11 – монархии. Открывают рейтинг Новая Зеландия и Дания, а Швеция и Финляндия занимают 3–4 место соответственно. Российская Федерация с несколькими другими странами занимает «почётные» 146–153 места, опережая из монархий только Новую Гвинею и Камбоджу. 
Монархия является неким гарантом целостности страны – ещё один из плюсов данной формы правления. Это подтверждает прошлое Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Да и в ряде современных стран, таких как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Саудовская Аравия, упразднение монархии неминуемо приведёт к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Одним из последних доказательств этого является новейшая история Бельгии: в 2007 году в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий, только авторитет Альберта II удержал страну от распада на несколько самостоятельных государственных образований. После этого даже появилась шутка: единство народа Бельгии скрепляют всего три вещи – пиво, шоколад и король.
Понятно, что в «должности» императора много приятного, но при этом только в сказке царь-батюшка целыми днями устраивает балы и веселится. На самом деле его работа – тяжелый ежедневный труд. Более того, вся жизнь такого человека подчинена служению государству – будь то будни или выходные. И монарх следит не только за ростом своего благосостояния, но и репутацией – в любом возрасте и при любой ситуации, ведь его имидж является лицом его страны. 
Конечно, в последнее время монарх – больше нравственный авторитет, чем юридический. И эта «должность» – не карьера или вершина могущества, а, скорее всего, некий подвиг и историческая ответственность. Монарх по своей сути является верховным арбитром, главой страны, которого даже смерть не освобождает от долга, ведь его наследие остается в его династии.

Несовершенства монархии
Фактически главное слабое место монархии – личностные качества самого монарха. Так как восхождение на трон не зависит от способностей кандидата, то верховную государственную власть может получить человек, не готовый к исполнению подобных обязанностей – нежелающий этим заниматься, недалёкий, физически нездоровый. Иногда династические наследники вообще являют собой противоположность своим родителям. Взять, к примеру, царствование Екатерины II и её сына Павла. Хотя, как показывает жизнь, недалёкие и нездоровые правители оказывались и при других формах правления.
Ещё одним недостатком противники этого политического строя называют отсутствие демократии и плюрализма мнений. С одной стороны – да, это так. С другой – все мы не понаслышке знаем, какая в СССР была «демократия» и какой «народ» руководил страной. Или вспомним Корею, где каждый второй президент заканчивает свою карьеру в тюрьме. 
Часто получается, что после прихода человека к власти автоматически с ним начинает работать и его алчность. Россия этому яркий пример. Стал один товарищ в кепке мэром – его жена возглавила списки самых богатых женщин мира, сел другой в кресло губернатора – его супруга имеет доход  на зависть президенту страны и «звёзд» Голливуда. Монарх, естественно, наведёт порядок в этом «театре самодеятельности».
Другое нередкое заблуждение: «монархия сегодня – прогнивший строй» – является абсолютно не верным. Монархия, как и иные формы правления, динамично развивается и реагирует на внешнее окружение. Достаточно заглянуть в справочник ООН по качеству и продолжительности жизни, и всё станет на свои места.
Так что, по моему мнению, восстановление монархии даже после длительного перерыва возможно, и, как правило, ведет к стабильности в обществе и гражданскому миру. Это, в свою очередь, обеспечит экономический подъём и рост авторитета России на мировой политической арене, которых так не хватает нашей стране. Я не говорю, что для восстановления монархии надо возвращаться к канонам 15 века или Табели о рангах Петра I. Монархия должна учитывать реалии сегодняшнего дня, исправлять ошибки прошлого – и только тогда она сможет стать выгодным вариантом развития современной России, ведущим к процветанию и благополучию государства.


Михаил Сачёв, Заместитель генерального представителя 
Всероссийского монархического центра по Приволжско–Уральскому округу, полковник ФСК