Из истории казачества
Даже в последние годы существования казачеств в России они называли себя рыцарями ("лыцари") Уральского войска. В далекие "тамерлановы" времена их полки входили в тумены несметной монголо-татарской орды.
В смешении черт азиатских и европейских воинств в казачьем войске, дислоцированном на берегах самой восточной реки Европы, кроется одна из особенностей яицкого казачества.
Возникнув в числе первых казачьих войск, уже по крайней мере с конца XVI в. Яицкое (Уральское) казачество начинает играть особую роль в жизни России, покрыв себя неувядаемой славой в борьбе с ее врагами, участвуя с этого времени во всех войнах, которые вела наша страна, особенно отличившись при завоевании Средней Азии. Даже среди прочих казачьих войск Уральское (Яицкое) сильно выделялось по многим параметрам, в т. ч. и своей демократичностью – войсковым старшинам (атаманам, есаулам и др.) так и не удалось добиться тех привилегий, которыми пользовалась казачья верхушка в других войсках; особым способом комплектования боевых частей, свойственным только яицким казакам - наемкой. Даже по малиновому цвету лампасов уральские казаки выделялись среди своих братьев – казаков из других 12 войск, носивших лампасы красного, желтого, синего цветов. В отличие от большей части других казачьих войск, Яицкое (Уральское) войско имело основной доход не от пользования землей, а от рыболовства. Даже среди других казачьих войск оно считалось самым бунтарским – с 1670 по 1874 гг. на его территории предпринималось 10 крупных и десятки мелких восстаний против царского и дворянского произвола, наиболее выдающимися из которых было активное участие в казацко – крестьянских войнах Разина и Пугачева. За это в конечном итоге оно было лишено значительных привилегий, в т. ч. права именоваться Яицким войском и владеть собственной артиллерией, иметь собственного атамана, нанимать для работ в пользу казаков людей, не принадлежавших к казачеству, особенно инородцев. Несмотря на это, впоследствии, пытаясь объяснить причины почти поголовной “контрреволюционности” уральских казаков, большевистские историки создали миф о невиданном богатстве Уральского войска, нажитом, якобы, через эксплуатацию киргизского населения; о том, что почти все войско являлось старообрядческим, а значит, уже заранее враждебным Советской власти (старообрядцы среди уральцев были, но они не составляли большую часть войска); что расказачивание на Урале проводилось с большими, чем в других регионах, “перегибами”. На самом деле, жизнь уральских казаков при императорском строе была настолько тяжела, что они тысячами бежали “от царских милостей” в конце XIX в. через безводную пустыню к Аральскому морю, к устью Аму - Дарьи. “Доля казачья – служба собачья”, - говорили о своей жизни казаки. Действительно, политика расказачивания большевиков по отношению к уральским казакам с марта 1919 г. сводилась к поголовному уничтожению казачьего населения в отличие от других регионов. Но следует отметить, что к этому времени все уральские казаки, которые могли держать в руках оружие, уже более года ожесточенно бились против большевиков. Расказачивание, чудовищные насилия над казачьим населением, национализация женщин еще более озлобили казаков против большевиков, но это не может быть названо в отношении уральцев как основная причина их неприятия Советской власти. До 1917 г. Уральское войско жило очень замкнутой жизнью, в приниженном по сравнению с другими казачьими войсками положении, так и не получив прощение императора. Незнакомому с жизнью уральского казачества человеку может показаться, что сохранившие свой гордый мятежный дух уральцы должны были поддержать большевиков. Нет! Сопротивлявшиеся царскому деспотизму и дворянскому беспределу уральские казаки решительно не приняли и большевистское комиссародержавие, сражаясь против него до последнего казака. Во многом это объясняет причину, по которой уральские казаки почти в 100% составе - от 15 летних мальчиков до 80-летних старцев отважно бились до конца против орд 3-го Интернационала. К слову сказать, среди прочих 12 казачьих войск нет ни одного, которое могло бы похвалиться подобным показателем. В отличие от других казачьих войск, Уральское войско сразу решительно отказалось признать власть Советов, а его столица Уральск год и 3 месяца героически оборонялась казаками и крестьянами из соседних губерний, воевавших в белых частях от попыток большевиков установить в ней Советскую власть, пав в январе 1919 г. – ни один город России не может похвастаться подобным. Более 2-х лет уральские казаки, почти в полном окружении, практически без помощи со стороны соседних белых армий ожесточенно сопротивлялись красным силам. Против уральских казаков большевики были вынуждены бросить 4-ю красную армию в полном составе, крупные силы 1-й и 11-й красных армий, карательные части “интернационалистов”, соединения Туркестанской красной армии. Своим сопротивлением большевизму уральские казаки замедлили контрнаступление Красной армии на Восточном фронте против сил Колчака в 1919 г. Так, в большевистской газете “Известия” от 10.08.1919 г. в № 176 мы читаем: “Помимо указанной выше причины нашей задержки у Оренбурга, нужно отметить также на редкость яростное сопротивление, оказываемое нам уральскими казаками. Отступая, казаки сжигают станицы, зажигают степь, портят воду и т. д.”
“Поистине страдальцы казачества”, - так называли их в эмиграции представители других казачьих войск уральцев за их самопожертвование ради Белого дела; “свирепые палачи” - такую характеристику давали большевики уральским казакам за их непримиримость по отношению к Советской власти, за то, что пленных до апреля 1919 г. они старались не брать и за то, что беспощадно уничтожали коммунистов, комиссаров и всех тех, кто активно проявил себя в “расказачивании”, кто насиловал и убивал казачек – тому прощения не было – казацкая шашка вершила скорый и беспощадный суд. Уральские казаки в своей борьбе не просили и не давали пощады, сражаясь до конца…
На фронтах борьбы уральского казачества отсутствовало понятие “красный казак” в отличие от тех же Дона, Кубани, Терека, Оренбуржья, где нередко можно было встретить красные казачьи полки. Уральские казаки сражались против Советов даже тогда, когда стало известно о поражении армии Юденича, разгроме сил Колчака и соседней Оренбургской армии, не надеясь на победу, а стремясь уже подороже отдать свои жизни. Даже находясь перед неизбежным выбором – принять предложение Фрунзе о сдаче в плен в обмен на твердое обещание со стороны его и Троцкого не применять к ним репрессии или погибнуть от тифа, мороза, голода и большевистских пуль, ненавидевшие коммунистов уральские казаки выбрали последнее. Больные тифом и изможденные голодом оставшиеся уральцы, которые не смогли уйти с атаманом Толстовым через пустыни в Иран, были захвачены в плен. Большевики, готовившие поход на Европу для установления там своей власти, видя в казаках отличных кавалеристов и на собственной шкуре испытав лихие казацкие налеты, вылечили больных тифом уральцев и включили их в 1-ю Конармию. Однако, уральские казаки снова доказали свою ненависть к большевизму, в разгар наступления Тухачевского на Польшу в 1920 г. перейдя на сторону поляков, чем деморализовали ударную силу Красной армии – 1-ю Конную армию, что привело в конце концов к прорыву фронта и поражению большевиков. До сих пор не утихают споры европейских историков о причинах “чуда на Висле”, при котором большевики неожиданно побежали, когда уже Европа с ужасом замерла в ожидании прихода большевиков, на знаменах которых было начертано: “На Берлин!”. При этом никто не вспоминает подвига уральских и других казаков, фактически разваливших своим переходом на польскую сторону большевистский фронт и спасших тем самым Европу от ужасов коммунизма.