Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

С нами Бог и Православная Россия

(Заметки мирянина)

 

В настоящее время мыслящие представители нашего общества, государственные деятели, депутаты Государственной Думы РФ, представители Правительства, общественность озабочены вопросами развития и процветания России, заняты поисками и осмыслением национальной идеи, способной в полном объеме воссоздать Российскую государственность, утвердить незыблемость Закона, вывести Россию на подобающее ей место в системе международных отношений.
После инаугурации 7 мая 2008г. Ю.А.Медведев пришел в Благовещенский Собор Кремля, где Патриарх Московский и всея Руси Алексей II совершил молебен «На начало доброго дела».
По окончании молебна избранный Президент РФ Д.А.Медведев заявил: «…те особые доверительные отношения, которые есть с Русской Православной Церковью, сохранятся, и будут развиваться на благо отчизны».
Говоря о могущественной, процветающей России, и путях восстановления таковой, уместно напомнить мысль Председателя Правительства РФ В.В.Путина, высказанную им на февральской  2007г. Пресс-конференции, что сила России – религия и ядерный щит.
С этой принципиальной идеей В.В.Путина  согласится каждый думающий гражданин нашего общества.
Полагаю, что в приведенном выше высказывании Президента РФ была озвучена главная национальная идея.
В представленной на читательский суд статье хотелось бы остановиться на одном из названных В.В.Путиным составляющих мощь, процветание и независимость России – религии.
Исследуя поставленный выше вопрос о поиске национальной идеи, следует, по нашему мнению, рассматривать его в историческом аспекте.
Последнее тысячелетие становления и развития нашей страны, начиная с времен Киевской и Северной Руси, великого Московского Княжества, Российской империи проходило под знаком Православия (с момента Крещения Киевской Руси в 988г.) за исключением, правда, 70-го атеистического коммунистического режима с начала XX в. и до 80-х гг. на территории нашего государства.
Православие в свое  время органически вписалось в структуру Великого Киевского княжества. Об этом, в частности, говорит тот факт, что с момента Крещения Киевской Руси представители православного Епископата непременно входили в состав Княжеского Совета, реально участвуя в рассмотрении и разрешении не только духовных, но и государственных и военных дел. Все решения Великого Князя, Княжеского Совета по наиболее важным государственным вопросам должны были быть одобрены православным Епископатом Киевской Руси.
Постепенно, в связи с изменением исторической обстановки, центр Российского государства перемещается в Москву, где и происходило формирование Великого Княжества Московского. Именно Православие явилось тем решающим фактором, что вокруг Великого Московского Княжества постепенно собирались русские земли, и стягивалась наиболее активная часть населения; вызревала русская национальная идея, формировалась русская нация.
Постепенно усиливалась и развивалась российская государственность. В Великом Московском Княжестве обосновались Митрополичья кафедра. Любые значимые решения Московского князя, Боярской Думы, а затем и Царя Московского обязательно должны были получить благословение Православной Церкви.
Провозглашение Российской империи в 1721 г. и провозглашение Петра Первого Императором России также происходило под эгидой православия. Фактически с этого времени Святейший Правительствующий Синод в системе государственной власти являлся высшим коллегиальным органом. Причем, Святейший Синод принимал активное участие в подготовке и составлении законопроектов, которые имели общегосударственный характер и касались не только вопросов Православной Церкви. Вся идеология России со времен Крещения Киевской  Руси и до государственного переворота осенью 1917г. строилась и проводилась на основе православия под девизом: «За Веру, Царя и отечество». Под этим девизом создавалось, развивалось и укреплялось Православное Российской государство, занимавшие во все времена своего существования ведущее положение в Европе, да и во всем мире вплоть до трагических для нашей страны дней осени 1917г.
Именно Православие органически объединило под мудрой рукой Российского монарха представителей различных социальных слоев населения и групп российского общества во все периоды его существования. Вся история России до начала 20в. никогда не знала никаких конфликтов ни на конфессиональной, ни на этнической почве. Православие было тем духовным знаменем, под эгидой которого формировалась великорусская нация, и создавалось, развивалось, крепло Православное Российское государство.
С периода Крещения Киевской Руси наше Православное государство на всех этапах своего существования всегда поддерживало самые тесные братские связи с иными Православными странами. Всячески поддерживало их, а в случае необходимости, оказывало всевозможную помощь. Освобождение православного болгарского народа от многолетнего турецкого ига, помощь Православной Сербии в завоевании независимости, освобождение Украины от угнетения со стороны католической Речи Посполитой – это только малая часть помощи Православной Российской Империи своим братьям по вере.
Интересно отметить, что только на идее Православия родилось, развивалось и утвердилось в России  такое уникальное явление как казачество; аналогично подобному не было, и нет нигде в мире. Известно, что именно казаки в течение веков не только расширяли границы Российского государства, но несли с собой православие. Где бы ни появлялись казаки, всегда, устраиваясь на новом месте, они первым делом сооружали Церкви. И только после этого начиналось строительство стационарного жилья. Обычно вслед за казаками двигались Православные священники, которые не только проводили службы в казачьих Храмах, но и активно приобщали к Православной вере  местное туземное население, которое, как правило, было в то время языческим.
Православные иереи приобщали к православию местное население путем его Крещения, проведения проповедей, знакомя с русской православной культурой.
Именно православие в условиях России  исторически всегда служило тем основанием, на котором строилось, проводилось и совершенствовалось патриотическое и гражданское воспитание людей. Русские православные воины во всех вооруженных конфликтах, войнах нашей страны всегда отличались высоким патриотизмом, самопожертвованием во имя Православия и Российского государства. Вспомним блестящие победы Православных русских воинов А.Невского, Д.Донского, победы русской армии под командованием А.В.Суворова, Бородинское сражение, разгром фашисткой Германии.
К великому сожалению, после государственного переворота в России осенью 1917 г. и до конца 80-х гг. 20 в. тогдашнее руководство нашего государства самыми репрессивными, в полном смысле иезуитскими мерами пыталось уничтожить Православие. Можно вспомнить массовые казни священнослужителей в 1918 г., да и в более позднее время; разрушение Православных Храмов, Православных монастырей, расхищение церковной и монастырской утвари, что продолжалось до середины 60-х гг. прошлого века. Вспомним и проведение гнусной атеистической пропаганды стране и всевозможные преследования православных людей.
Однако Бог не допустил полного разрушения России и поругания Православия. История все расставила по своим местам. С конца 20в. – начала 21в. в России началось при активном участии населения восстановление и строительство Православных храмов, возрождение Православных монастырей. Русские люди в массе своей принимают ныне Святое Крещение, припадают к матери – Православной Церкви. И мы видим, как прямо на глазах происходит обращение наших граждан к Православию. Открыты и плодотворно работают церковно-приходские, воскресные школы, которые с радостью посещают десятки тысяч мирян, как детей, так и взрослых.
Как встарь, над великой Россией плывет торжественный звон Церковных колоколов, который будит и вдохновляет русскую православную душу. Пробуждается к Православию Россия, возрождается Православная культура, растет православное сознание наших людей.
Однако для полного восстановления Православной России, массового оцерквления людей еще многое предстоит сделать. К сожалению, в настоящее время законом пока не восстановлен институт Православных военных священников, хотя трезво мыслящие граждане нашей страны давно высказывают эту жизненно важную для сегодняшней России идею. Кстати, реально уже сегодня Православные иереи окормляют большинство российских военных подразделений, а также сотрудников правоохранительных и силовых структур. И чем раньше будет законодательно восстановлен в нашей армии, правоохранительных и силовых структурах институт военных Православных священников, тем более мощной и боевой будет наша армия и иные вооруженные структуры. В этом мы видим реализацию высказывания Председателя правительства РФ
В. В. Путина о том, что сила России – религия и ядерный щит.
Вспомним, что победные знамена русской армии, украшенные двуглавыми орлами, вели к боевым победам наших воинов, осененных Православным Крестом.
Безусловно, по нашему мнению, в самое ближайшее время в России необходимо ввести обязательную учебную дисциплину во всех общеобразовательных школах, независимо от их подведомственности и подчинения, - Основы Православной культуры. Следует такой же курс, только на более высоком уровне, сделать обязательным предметом и во всех высших гражданских и военных учебных заведениях.
В целях восстановления и сохранения лучших традиций российского общества в плане создания семьи, воспитания детей, их обучения следовало бы внимательно посмотреть на существующие ныне телевизионные и радиопередачи. Не мешало бы и критически осмыслить деятельность ряда печатных изданий, особенно т.н. «глянцевых» журналов, которые фактически духовно разлагают и растлевают представителей молодежи нашей страны.
Такое тревожное положение объясняется рядом причин, но то, что различные СМИ далеко не всегда отвечают своему прямому назначению – «сеять разумное, доброе, вечное», не вызывают абсолютно никакого сомнения. Православное государство не может и не будет мириться с таким положением.
Прекрасно, что сегодня в нашей стране функционирует Православный телеканал «Союз», любая передача которого способствует возрождению Православия, приобщения людей к Православной Церкви, распространению Православной культуры, восстановлению русской Православной идеи. В Екатеринбургской Епархии, благодаря великим трудам Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, в течение уже ряда лет на высочайшем профессиональном уровне работает Православная радиостанция «Воскресение», ведущая свои передачи круглосуточно.  Это замечательные явления духовной жизни нашего общества, однако, этого для такой великой страны, как наша, безусловно, явно недостаточно. По нашему глубокому убеждению, любое СМИ, находящееся на территории России, должно в любом случае отражать, в той или иной форме, тем или иным способом идеи Православия.
Исходя из положительного исторического опыта нашей государственности, весьма желательно было бы, как нам представляется, введение Митрополита Московского и Всея Руси, а также  других высших иерархов Русской православной Церкви в состав Президентского Совета. Это, несомненно, принесет нашему государству и обществу великую пользу в оздоровлении ситуации в стране, даст новый импульс к реализации национальной идеи.
Одновременно весьма желательно привлекать поместных Архиепископов к работе Аппарата Полномочных Представителей Президента РФ в Федеральных округах, а также к повседневной деятельности региональных органов управления (по крайней мере, на уровне субъектов РФ).
Может принести огромный воспитательный эффект и то, если наши, наиболее уважаемые, заслуженные и почитаемые иереи изъявят желание баллотироваться в депутаты Государственной Думы РФ, а также в иные представительные органы субъектов РФ. Нет сомнений в том, что основная масса мирян с радостью и удовлетворением проголосует за таких кандидатов. Православная Россия предполагает прямое участие представителей Русской Православной Церкви в делах государственного управления и общественного  самоуправления. Уверен, построение и функционирование подлинно гражданского общества в нашей стране невозможно без самого активного и непосредственного участия в этом многотрудном созидательном процессе Русской Православной Церкви на всех уровнях и участках работы.
Весьма отрадным и перспективным является тот факт, что сегодня Российская Православная Церковь активно выступает и за пределами России. На наших глазах произошло историческое событие воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Этого знакового события в течение века ожидали все мыслящие Православные Христиане.
Происходит усиление позиций Русской Православной Церкви и на территориях, где имеются Православные Храмы, Православные монастыри и подворья (примером этого является Афон, а также выделение Русской Православной Церкви территории на священном берегу реки Иордан. В последнем факте мы видим огромную заслугу Православного Христианина – В.В. Путина).
Православное воспитание населения России неразрывно связано с патриотическим и правовым воспитанием. Так было всегда на Руси – истинный Православный Христианин защищал Православную Церковь, Православное Отечество, чтил и уважал Закон, был всегда патриотом и гражданином совей страны.
К сожалению, ныне определенная часть наших граждан находится в местах лишения свободы; причин здесь много и задача их анализа не стоит перед автором данной статьи. Однако отрадно, что сегодня Православные иереи идут к осужденным, проводят с ними беседы, раскрывают истинный смысл и цель жизни человека.
Сегодня в местах лишения свободы возводятся силами осужденных при помощи администрации соответствующих учреждений Православные Храмы, Часовни, молитвенные комнаты. Многие осужденные осознанно принимают Святое Крещение, активно участвуют в Богослужениях, которые постоянно проводят Православные иереи. Мнение руководителей пенитенциарных учреждений здесь едино – приход Православных священников к осужденным, постоянное общение с ними дает небывалый эффект в их перевоспитании и исправлении.
Исходя из выше изложенного, можно, по нашему мнению, сделать простой и единственный вывод – национальная идея России, реальный путь к ее оздоровлению, возрождению и процветанию м.б. осуществлен только на основе Православия. Об этом, в частности, говорят труды наших Святых Отцов.
Полагаю, что назрел момент, когда наша Родина и должна называться Православным Российским государством.
Возможные оппоненты могут мне возразить – а как быть с действующей Конституцией, где записано, что Россия – это светское государство? Ответ на этом м.б. прост и однозначен – люди создают законы, дополняют их, исправляют. Изменяют в связи с развитием общества, государства, важнейшими потребностями дня сегодняшнего и завтрашнего. Кстати, такие претенденты уже есть.
Понимаю, что настоящее изложение носит в определенной мере незаконченный, вероятно дискуссионный характер; что – то здесь не учтено, не всегда расставлены акценты. В одном полагаю себя полностью правым – пришло время Православного Российского государства. Нам, Православным Христианам, отступать некуда.
С нами Бог!


Г.Ковалев
Б.Янко