Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

An American Cossack

Язык — русский, устои — казачьи, домашний адрес: Нью-Йорк
Председатель Совета старейшин казаков Америки и Канады казачий полковник Виктор Федорович Бандурка прислал нам уникальные рукописи своего отца Ф.И. Бандурка – кубанского казачьего офицера-врача времен гражданской войны и эмиграции. Личная история этого человека – история многих эмигрантов и их детей, оказавшихся после большевистского переворота за границей.
«Хочется нашим братьям-казакам рассказать о том, какую жизнь мы прожили в эмиграции, – сказал он нам по телефону. – Передавайте всем им привет. Если кто из кубанцев поедет к нам – примем достойно, пусть захватит землю нашим на могилы да камешек на строительство казачьего храма – заложим в стену».
Бегство из России Федор Бандурка родился в станице Отрадной 2 марта 1895 года. Окончил гимназию в Армавире. Некоторое время жил и учился в школе в Кисловодске. Затем поступил в Императорскую военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Год не доучился – в октябре 1918-го сбежал из революционного Петербурга на крыше поезда на юг. Там он примкнул к казачьим частям Первого кубанского полка под командованием полковника Саламахи, дивизионным командиром которого был генерал Шкуро.
Эти части прикрывали отступление корниловских, алексеевских белых войск, которые на пароходах покинули Россию, а казаков бросили. После чего они раздобыли где-то баржу, погрузились и тоже отчалили, а оставленные ими на берегу кони прыгнули в воду и поплыли за баржей. Сотни три казаков не смогли вынести этого зрелища и, спрыгнув с баржи, вплавь вернулись к своим коням и к берегу России, где их ждали красные и ещё в воде добивали выстрелами.
Федор Иванович добрался вместе с казаками до Сербии и осел там на долгие годы, женившись на девушке из королевского сербского рода Обреновичей – бабушка его жены была сестрой матери короля Сербии Александра. «Пришел к нам какой-то русский в военной форме, – рассказывала своему сыну мать-сербка. – И мы полюбили друг друга с первого взгляда». Привел в дом этого русского ее брат, который заведовал в то время Красным Крестом.
В эмиграции казачий офицер Бандурка хватил немало лиха, но были в его жизни и интересные эпизоды. Так, одно время он служил придворным доктором эфиопской принцессы. А однажды оказался на митинге возле Финляндского вокзала в толпе молодых людей, к которым подошел Ленин. «Как ваша фамилия? – спросил вождь мирового пролетариата у юноши. – Бандурка. – Вы украинец? – Нет, русский, кубанский казак».

Родиной стала Сербия…
В Сербии, около Белграда, в 1930 году родился сын Федора Бандурки – Виктор. Федор Иванович воспитывал его по казачьим обычаям. Мальчик учился в кадетском корпус в Сербии, вместе с сыном генерала Кутепова, внуком композитора Римского-Корсакова, сидел за одной партой с правнуком Льва Толстого. Он получил среднее образование в лучших традициях офицерского воспитания Российской империи. Высшее дала ему другая страна – причиной тому стала вторая мировая война, разом переменившая жизнь тысяч людей.
- Когда немцы оккупировали Сербию, нам разрешили создать в Кралево русский корпус, – рассказывает Виктор Федорович. – В нем было 5 полков. Первый – казачий, в нем, кстати, служил друг моего отца и любимый партнер по теннису Николая II, кубанский казак Зборовский, который был в конвое императора.
В 1943 году всей семьей они оказались в фашистском концлагере Маутхаузен, где погиб советский генерал Карбышев. Виктор Федорович вспоминает: «Охранниками были в основном западные украинцы и прибалты – которые хуже немцев. В лагере проводились опыты над детьми. Был тут оркестр: на скрипках играли в основном евреи, а пели испанцы. Оркестр играл в том же помещении, где находились газовые печи – там под музыку сжигали людей. Однажды старик-еврей упал в яму туалета, я попытался его вытащить, но немецкий охранник со всей силы ударил меня по лицу плеткой, выбив все зубы с правой стороны. Рука от боли разжалась…».
Спустя несколько месяцев 17 семей отправили в район Зальцбурга, на военный завод. В их числе оказалась и семья Федора Бандурки. Жили они в русском лагере, Виктор окончил русскую гимназию. В 1952 году со старшей сестрой Верой они переехали в Америку.

…потом Америка
В Нью-Йорке Бандурка-младший включился в казачью жизнь и работу в штабе Кубанского казачьего войска за рубежом. Был одним из основателей Кубанского музея, в котором хранились казачьи регалии, вывезенные из России во время гражданской войны. Именно эти регалии не так давно привезли на Кубань, в Краснодар.
Восемь лет он был адъютантом атамана Кубанского казачьего войска за рубежом. Каждый год проводились сборы с участием казаков разных станиц, которые берегли устои и жили по давно заведенным законам. Был и прекрасный хор Сергея Жарова, который много гастролировал. Виктор Федорович был его менеджером и сам великолепно пел.
Хор создавался в самые тяжелые годы эмиграции в военном лагере «Чилингир» под Константинополем в Турции в 1921 году, где казаки умирали от истощения и болезней, но, умирая, они молились и пели. По приказу начальника дивизии собрали лучших певцов всех полковых хоров в один, который должен был своим участием в богослужениях содействовать поднятию угнетённого духа войск. Ставший впоследствии легендарным, хор Сергея Жарова объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках, пел перед королями, императорами и президентами и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом.
Виктор Федорович знакомил Америку с русской церковной музыкой. Он пять раз привозил из России в Америку и Канаду прекрасный московский хор «Акафист», провел с ним шестьдесят концертов, выпустил шесть дисков. Был лично знаком со многими священнослужителями, внесшими свой вклад в развитие русской духовности за рубежом, в том числе и главой русской церкви. Кстати, В Нью-Йорке православные храмы построены казаками.
Женой Виктора Федоровича стала русская девушка – Мария Коновалова, родившаяся в Штатах. Познакомились они на катке в городском парке Нью-Йорка: «Он упал, а я его подняла», – вспоминала потом об их встрече Мария Алексеевна. Через полтора года влюбленные поженились. Супруга Виктора Бандурки, учитель математики и английского языка по образованию, стала хорошей хозяйкой и прекрасной матерью троих детей – двух дочерей и сына. Сейчас семья прибавилась – в ней 5 внучек (у всех русские имена) и внук Ваня. Ему нет и двух лет. Многие из внуков носят родовую фамилию Бандурка.
- Всю жизнь с женой дома мы общаемся только на русском языке. Хотя в Америке прожили 58 лет, – говорит Виктор Бандурка. – Наша старшая дочь Лена говорит по-русски, сын Олег и младшая Нина – не говорят, но язык понимают.
Казаки умирают на чужбине долго не решался Бандурка-старший приехать на Родину. Но когда политическая обстановка в России изменилась, он вместе с дочерью Верой в 1973 году а позже и с сыном навестил город своей студенческой юности Петербург – в ту пору еще Ленинград. Он очень хотел показать своим детям места, с которыми была связана его молодость и несбывшиеся мечты… Умер Федор Иванович в январе 1987 года. А через год у Бандурки-младшего не стало и сестры…
Сами супруги Бандурка в России бывали не раз.
В Москве, на родине отца Марии Алексеевны – в Чите, в Кисловодске – у тетушек жены, в Сочи у друзей.
В Краснодаре, как называет его Виктор Федорович – Екатеринодаре – удалось побывать только в аэропорту. Зато до сих пор помнит вкус кубанского хлеба, который попробовал по дороге в Майкоп. В конце 90-х он приехал на родину отца – в Отрадную. Родственников не нашел, но познакомился с однофамильцами.
«Пришло, наконец, то время, о котором когда-то мечтал мой отец. Когда эмигранты начинают возвращаться на Родину, – говорит Виктор Бандурка – Только среди них осталось уже совсем мало тех, кто в годы красного террора вынужден был покинуть Россию. Зато приезжают их дети, которые мечтают ступить на благословенную землю своих родителей и предков, духовная связь с которой живет в каждом русском, независимо от места его проживания».
На вопрос «Как же устроились наши казаки за рубежом?» – Виктор Федорович отвечает: «Устроились лучше всех. Только мысль о Родине покоя не дает. На кладбище в Америке на их могилах так и пишут: кубанский казак такой-то станицы…»

P.S. В ближайших номерах мы расскажем о казаках, которые создают казачью общину в Сербии.

Факты
80% Белой армии состояло из казаков.
Около 12 тысяч русских казаков-белогвардейцев ушли в Сербию в гражданскую войну.

Досье
Виктор Федорович Бандурка, 80 лет. Живет в Америке. Работал в одной из крупнейших мировых фармацевтических компаний, имеющей 50 фабрик по всему миру. Доктор химии, профессор. Говорит на русском, сербском, немецком и английском языках.