Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Кадеты - Наше будущее

Глава ГО Дегтярск Валерий Евгеньевич Трофимов – потомственный казак. Оба деда его были казаками: по отцу – Михаил Михайлович Трофимов, родившийся в 1886 году, умерший в 1919. Памятник ему из белого мрамора стоит на Кунгурском кладбище.

Дед по матери – Ефим Иванович, получивший два Георгиевских креста. Семья хранит их до сих пор.

Наш корреспондент Владимир Ситников беседует с Валерием Евгеньевичем по теме «Возрождение казачества». Разговор начинает Трофимов:

– Говорят, на Урале не было казаков. Но Михаил Михайлович Трофимов – коренной уральский казак. Он родился в деревне Щелкун. Потом начал работать на Северском заводе и переселился в село Кунгурское, которое возникло в 1735 году. Любопытно, что первым руководителем строительных работ здесь был Лука Вострая Сабля.

В то время строились заводы-крепости, потому что время было смутное. Нападали башкирские отряды, и заводы ограждались трехметровыми  частоколами из бревен. Но нет таких крепостей, которые нельзя было бы взять. Деревню Течу (сейчас на этом месте деревня Курганово) выжгли целиком. Всех мужиков перерезали, взяли в полон девушек, и скотину угнали.

Как видно, коренные казаки на Урале государевы люди были. Верой и правдой служили они царю, отечеству. В Кунгурке работала лесопилка. Здесь строили баржи, на которых сплавляли металл. Их охраняли казацкие разъезды. Сохранились рапорты, которые они писали: на Кунгурке все спокойно.

В советские времена казацкая традиция прервалась. Мой отец уже казаком не был. Семья вынуждена была скрывать свое происхождение, чтобы не подвергнуться репрессиям. А в настоящее время казачество возрождается. Важнейшая задача – воспитать подрастающее поколение духовно и патриотически. Первые шаги в этом направлении мы сделали. Существует кадетский класс в школе N 30. Он был сформирован в прошлом году из двадцати трудных подростков-шестиклассников. Есть и девочки.

Ребята ходят на учебу в военной форме, и это дисциплинирует их. Они и на конях скачут, и казацкие песни поют, и участвуют в казацких сборах, в стрельбищах – под Рефтью есть казацкий лагерь под названием «Ребячий  хуторок». Все это положительно отразилось на поведении молодых казаков, на их учебе.

Надо отдать должное директору школы N 30 Ирине Михайловне Озаренковой, которая решилась на этот эксперимент, и классному руководителю кадетов  Елене Викторовне Дерновой. Других педагогов это поначалу как-то насторожило, испугало.

– Скажите, где взяли средства на пошив формы для кадетов?

– Далеко не каждые родители имеют возможность пошить форму на свои средства. В данном деле оказала помощь строительная фирма «Добрый город». Благодаря ей ребята имеют повседневную и парадную военную форму.

– Чем отличается программа обучения казацкого класса от обычного?

– Общеобразовательная программа та же. Плюс дополнительный материал по казацкому движению, воспитанию. За это преподавателю платят дополнительно. Пожалуй, главное отличие кадетского обучения и воспитания заключается в военном мастерстве и духовном совершенствовании. Есть в классе два макета-автомата, которые ребята изучают: разбирают, собирают. Я уже говорил о том, что они участвуют в стрельбах. А что касается духовности, то у класса существует тесная связь с церковью, как с православной, так и с другими.

В этом году у нас открылась новая школа, и, как говорится, сам Бог велел, чтобы кадетский класс появился и в ней. Приятно видеть, что ребята с удовольствием осваивают казацкие традиции, обычаи, мастерство. Думаю, что из этих кадетов получатся хорошие казаки. И казачество возродится.

Но это дело неблизкого будущего. А в настоящий момент есть у меня желание, мечта - создать казацкую станицу, пригласить к нам казаков на поселение. Думаю, люди откликнутся.