Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

В благодарность – бомба

В марте 2011 года Россия отметила 150-летие отмены крепостного права. Автор реформы Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. Правда, современники были иного мнения о масштабах его преобразований.
После смерти отца Николая Павловича в 1855 году новоиспеченному императору осталось тяжелое наследие: Россия потерпела поражение в Крымской войне и имела довольно низкий вес в международной политике, крестьянский вопрос так и не был решен, что тормозило развитие сельского хозяйства. Россия при Николае Павловиче переживала и экономический спад: сократилась выплавка чугуна, добыча угля. А это были самые важные экономические показатели страны. С другой стороны, с каждым годом возрастало количество крестьянских восстаний. В воздухе витало ожидание новой пугачевщины. Также существовала и затянувшаяся проблема с национальными окраинами.
В своей «допрестольной» жизни Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Но назревшие проблемы требовали решительных действий.
Александр II, наставниками которого были передовые умы 19 века - В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, К.И. Арсеньев, Е.Ф. Канкрин, Ф.И. Брунов, прекрасно понимал, что технический, научный «прорыв» невозможен без изменения правового режима в стране. Поэтому начал он с либеральных преобразований: объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830–1831 гг. В 1861 году было отменено крепостное право, а в 1860-1870-х годах проведены реформы: университетская, судебная, печати, военная, местного самоуправления.
Немало Александр II сделал и для внешней политики страны, он старался расширить влияние России на страны Балканского полуострова, увеличить ее территорию за счет освоения Средней Азии и восточных окраин.
Таким образом, он сумел внести серьезные преобразования во все сферы жизни российского государства и общества.
Правление Александра II можно назвать «политической оттепелью». Закрытие Высшего цензурного комитета привело к расцвету публицистики и литературы. Именно в эту пору создают свои лучшие произведения Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров и многие другие. А вместе с литературой «расцветает» и революционное движение. Почувствовав «запах» свободы, радикально настроенные группировки все активнее выступают против монархии и открывают на Александра настоящую охоту. Прогрессивная интеллигенция тоже выражает недовольство половинчатыми и не всегда последовательными реформами императора.
Почему же реформы Александра II, которые по масштабу и значению для развития России можно сравнить с реформами Петра I, привели в итоге к трагической гибели царя-освободителя и откату к контрреформам?
Отмену крепостного права власти готовили в течение четырех лет. Вопрос был непростой: как провести реформы, чтобы они не потянули за собой крестьянские восстания, как освободить крестьян с землей так, чтобы помещики, дворянство, опора старого режима, не стали бы его худшими противниками? Первоначально в 1857-58 годах Александр придерживался «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян. Но в конце 1858 он согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, т. е. на программу реформы, разработанную либералами. Как продолжение преобразований, последовали Земское положение 1864 и Городовое положение 1870, Судебные уставы 1864 г., военные реформы 1860-70-х годов, реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.
Многие историки придерживаются мнения, что не будь этих реформ, Россию бы ждала в конце 60-х – начале 70-х годов революция, аналогичная революции 17-го года. Правда, подчеркивают они, более ужасная из-за плохой социальной структуры, из-за активной ненависти крестьянства к помещикам, которая все-таки была отчасти смягчена 50-летним периодом после отмены крепостного права.
Географ и политолог Дмитрий Орешкин, приводит такие цифры: «Царская Россия за 25 лет построила железных дорог больше, чем Британия за 30 лет. И если взять общие социальные приросты к железнодорожной сети, то к концу 19 века прирост составлял примерно три тысячи километров в год, что выше, чем прирост железнодорожной сети в лучшие годы сталинской индустриализации с 28 по 40 год, когда модернизированная сталинская промышленность давала только 2,4 тысячи километров железнодорожного пути в год. После реформ мы наблюдаем всплеск роста населения, роста городских поселений, стремительное развитие дорожной сети, децентрализацию управления и появление, хотя очень ленивого, медленного, пассивного земства, но все равно земские больницы, земские школы и земских тех же самых дорог».
Но с другой стороны, появление и увеличение числа конкурирующих, свободных экономических, социальных и правовых субъектов (предприниматели, кооперативы, общины, товарищества), начинает расшатывать прежнюю систему ценностей государства. Все чаще звучит требование принятия конституция, что, конечно, оскорбительно для государя-императора. Ведь для русских правителей монарх – это человек, который лично отвечает перед Богом и народом за вверенную ему землю. То есть, предоставив определенные свободы, Александр почувствовал, что зашатался сам государственный строй, весь многовековой российский монаршеский уклад. Явным признаком тому стала попытка восстановления в Польше автономии, которая закончилась вторым польским восстанием, а также покушение Д. В. Каракозова на жизнь царя. По мнению исследователей, именно это породило вялотекучесть и незавершенность реформ и развернуло Александра к охранительной политике.
Черной неблагодарностью отплатили подданные царю-освободителю Александру II - 13 марта 1881 года он был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. Гриневицким. Символично, что в тот день монарх решился дать ход конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции». Но после трагической гибели отца Александр III выбрал иной путь.
Образ царя – мученика навеки остался в сердцах его подданных, превращенных им из подневольных рабов в свободных граждан Российской империи.

Заместитель Генерального Представителя
Всероссийского Монархического Центра
в Приволжско-Уральском округе
М.В.Сачёв