Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

КАЗАК НА ЮГЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАЗАК

Ещё полвека назад невозможно было представить, что казачество, растворившееся, на первый взгляд, в единой общности «советский народ», через тридцать лет возродится, как отдельный этнос. Причём казаки восстановят не только свою самобытную культуру, но и положение в государстве. 

Однако формирование полноценного казачьего народа идёт с трудом. Виной тому, по мнению казаков, коррумпированность высшего атаманского состава, вмешательство местной администрации и невнимание к истинным проблемам казаков.

Осенью информационно-аналитическое агентство «Маркетинг и консалтинг МиК» представило объёмный труд – итоговый отчет исследования общественного мнения казаков южного региона. Средства на финансирование работ были выделены Институтом общественного проектирования. Респондентами стали более 3 тыс. человек* (погрешность не более 3%), в том числе казаки ВКО «Всевеликое войско Донское» и Донского Казачьего Войска Союза Казаков России. Ответы дончан удивили социологов: донские казаки негативно оценили политику государства по поддержке казачества, потребовали заменить высший атаманский состав и призвали не превращать войско в «театрализованное представление».

– В казачестве давно назрело множество проблем, на которые высшее руководство не обращало внимания, – рассказал атаман станицы Мишкинской Сергей Бузинов. – Нас никто не слышал. Поэтому когда в донском крае появились люди, интересующиеся точкой зрения казаков на местах, мы с готовностью приняли участие в исследовании.

Политики не чувствуется

Пожалуй, ключевой вопрос, который волновал социологов – это оценка деятельности государства в деле возрождения казачества.

Попытки воскресить военное сословие начались ещё в 1989 году. Тогда Верховный Совет СССР, приняв декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов», закрепил за казачеством право на реабилитацию. В 1992 году Верховный Совет РФ издал новое постановление – «О реабилитации казачества». Через год вышел указ «О государственном реестре казачьих обществ РФ». В течение 90-х и начале 2000-х годов был издан целый ряд указов, регламентирующих положение казачества в России. Наконец, в 2008 году президент подписал «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», тем самым дав курс на возрождение. «Концепция» открыла второе дыхание: казалось, ещё немного и гордое звание «казак» перестанет ассоциироваться у россиян исключительно с народными гуляниями и фольклорными традициями.

В Ростовской области в это время была принята «Областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007 – 2014 годы». Она предусматривала улучшение условий муниципальной службы казаков, совершенствование системы казачьего образования, духовно-патриотическое воспитание молодёжи и сохранение казачьей культуры. Общий объем финансирования программы составил более 2 миллиардов и 218 тысяч рублей.

Сумму выделили не маленькую. Надеялись, что результат оправдает потраченные средства. Но что получилось в итоге? 28% казаков донского края ответили, что политику государства по поддержке казачества они вовсе не ощущают, а 45% казаков оценили её отрицательно!

Из всех положительных изменений последних лет большая часть респондентов существенными смогла назвать только «улучшение казачьего образования» (59%) и «возрождение духовных ценностей, восстановление православных храмов в казачьих станицах» (51%). На этом список «добрых дел» государства по отношению к казачеству закончился: остальные варианты ответов не набрали и четверти голосов.

«Недоработок» оказалось куда больше. Перечисляя недостатки проводимого курса, казаки Всевеликого Войска Донского с горечью говорили, что «Слышны только лозунги о поддержке казачества, практических дел мало» (так ответили 58%), «От традиционного казачества осталась одна видимость» (55%) и «Поддержка государством казачества свелась к поощрению театрализованных представлений» (54%).

Наверное, такие ответы не вызвали бы удивления у социологов, будь они одинаковыми в других субъектах России. Однако донские казаки оказались намного критичнее своих терских и кубанских собратьев – здесь более 60% казаков оценили политику государства «положительно» и «в целом положительно».

Рыба гниёт с головы?

Причину недовольства социологи выявили, получив ответы на следующий блок вопросов. 55% опрошенных заявили, что руководящие посты в реестровом казачестве занимают «удобные люди». Половина реестрового казачества на Дону отметила, что в казачьей среде происходит внутренняя борьба за близость к финансам. Наверное, именно поэтому подавляющее большинство казаков – 70 %, куда вошли и реестровые, и нереестровые, заявили, что для реального возрождения казачества в первую очередь необходимо заменить высший атаманский состав – прежний состав себя дискредитировал.

«Руководству казачества», по мнению респондентов из Ростовской области, свойственны «Вовлечённость в коррупционные схемы чиновников и администрации» (33,7%), «Культ личности атамана Войска, запрет на критику в его адрес» (44%), «Применение административного ресурса (увольнение неугодных, запугивание, вынуждение на переселение) (43%) и, главное, «Невнимание к истинным потребностям казаков» (47%).

Впрочем, такое отношение к руководству среди донских казаков – не новость. Уже в течение нескольких лет собираются Азовские и Ростовские войсковые круги, на которых высказывается недоверие действиям атамана Войска Донского В.П.Водолацкого.

– В мае 2008 года казаки Всевеликого войска Донского, недовольные деятельностью Виктора Водолацкого, потребовали исключить атамана из членов казачьего общества станицы Азовской, – рассказал Сергей Бузинов. – На войсковом казачьем круге 3 августа 2008 года 412 казаков высказали своё недоверие войсковому атаману. Мы отправляли обращение президенту России и губернатору, но подключился «административный ресурс» и началось давление на казаков.

Попросив казаков оценить деятельность атаманов, социологи агентства выяснили ещё одну пикантную деталь: оказалось, чем выше должность атамана, тем хуже в среднем становится отношение казаков к его персоне. Так, например, деятельность Верховного атамана «Союза Казачьих Войск России и Зарубежья» В.П. Водолацкого не вызвала одобрения у 62% казаков юга России, 60% оценили его работу «отрицательно». Деятельность Верховного атамана «Союза казаков России» П.Ф. Задорожного не поддерживают 46%, а 40% оценок – «отрицательно». Зато местные атаманы пользуются большим уважением: их работу одобряют 93% всех казаков Юга России.

Социологи объясняют такую разницу в оценках тем, что добившиеся высоких постов атаманы мало уделяют внимания проблемам простых казаков (в отличие от местных атаманов). Эту точку зрения подтверждает и тот факт, что 46% казаков полагают: их жизнь совсем не зависит от Верховного атамана СКВРиЗ В.П. Водолацкого. В том, что жизнь полностью или частично зависит от местного атамана, уверены 87% респондентов.

Интересно, что в рубрике вопросов о проблемах казачьего общества пункт «Плохое руководство Войском» выбрали 47.7% реестровых казаков. Почти четверть казаков (24%) отмечает в числе основных проблем «Борьбу за личное обогащение среди руководителей Войска». А 64% нереестровых казаков считают неправильным «Бессменность высшего казачьего руководства».

Решать проблемы региона

Социологический опрос показал, что донское казачество в целом не довольно той ролью, которое оно играет в Ростовской области. Особенно негативно дончане оценивают разделение на «реестровых», состоящих на государственной службе, и «нереестровых» казаков. «Нереестровое» казачество Юга России открыто к активному сотрудничеству с государством. 85 % казаков, состоящих в общественных казачьих организациях, по их собственному мнению, готовы нести государственную службу. Тем более, что областей для применения казачьих усилий в нашем крае достаточно.

Больше всего донское казачество беспокоят следующие проблемы региона: катастрофическое снижение численности русского населения (69%), взрывоопасная ситуация в республиках Северного Кавказа (63.5%), мусульманский радикализм (52%) и межэтнические конфликты (47%). 63% казаков оценили обстановку в стране как «напряженную», 22% – как «взрывоопасную». Волнует казаков и то, что в Ростовской области много коррумпированных чиновников (58%), падает промышленное и сельскохозяйственное производство (50%), стремительно распространяются наркотики (50%), растёт количество мигрантов (50%). Эти проблемы в обществе, по мнению казаков, следует немедленно решать. Свои силы казачество готово применить в патриотическом воспитании  молодежи и возрождении духовной жизни, борьбе с преступностью, охране правопорядка, развитии казачьих хозяйств и контроле за нелегальной миграцией.

Казаки всем сердцем желают объединяться и служить Отчизне. Около 87% опрошенных заявили, что казачество – реальная сила, на помощь которой может рассчитывать российское государство. Для них важны такие постулаты, как Честь, Бог, Отечество, Закон. Вопрос только в том, нужен ли казачий народ России? Пожалуй, до тех пор, пока у казачества не появится мощный лидер, способный на всю страну заявить о значении этого рода войск, пока не изменится отношение к казакам на всех уровнях власти, некогда славный народ в станицах и хуторах будет бесславно коротать дни.


Александра КОРЕНЕВА,

При подготовке публикации использованы материалы «Итогового комплексного  аналитического отчета «ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА ЮГА РОССИИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА», 2011 г.