ДОМ РОМАНОВЫХ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
29 апреля 1918 года. Состав из вагонов первого класса. Великие княжны – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, красивые девушки в белых кружевных платьях, с атласными лентами в волосах – сидели рядом с матерью, величественной Александрой. Царевич Алексей, болезненный подросток в матроске, прижимался к своему отцу Николаю. Специальный поезд № 8 вёз в последний путь семью бывшего царя всея Руси…
В нашей стране в течение многих десятилетий считалось, что расстрел царской семьи положил конец 300-летней династии Романовых. Да и сейчас во многих учебниках и научно-популярных изданиях история венценосной семьи заканчивается казнью. Между тем, Российский императорский дом продолжает существовать на своих исторических правовых основаниях. Более того, в последнее время династия медленно, но верно, возвращается в общественную и культурную жизнь современной России.
Романовы в наше время
На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из них были убиты в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе и США. Поначалу некоторые из них продолжали надеяться на крах советской власти и восстановление монархии. Так, 10 августа 1922 года Приамурский земский собор – православно-монархическое собрание представителей Русской земли – вынес решение: право на осуществление Верховной власти в России принадлежит царской династии. За два года до этого великая княжна Ольга Константиновна была регентом Греции. А в 1942 году двоим представителям Дома Романовых предлагали черногорский престол.
Все нынешние представители этого рода являются потомками четырёх сыновей Николая I:
Александровичи, ветвь Александра II. Ныне в живых осталось четыре представителя — его праправнучка Мария Владимировна, её сын Георгий, братья Дмитрий и Михаил (младший из них родился в 1961 году).
Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году.
Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего, 3-го сына императора Николая I. Два ныне живущих мужских представителя — братья Николай и Дмитрий, младший родился в 1926 году.
Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины, младшему всего три года.
На территории СССР оставались лишь двое из потомков Романовых по мужской линии. Наталья и Кирилл Андросовы – дети Александра Искандера, младшего сына от морганатического брака великого князя Николая Константиновича и Надежды Дрейер, дочери оренбургского полицмейстера.
В настоящее время род Романовых насчитывает 12 мужчин. Среди них только четверо (внуки и правнук князя Ростислава Александровича) – не старше сорока лет.
Романовы, «спасшиеся от расстрела»
Нельзя не упомянуть и про обширную категорию самозванцев, которые после расстрела царской семьи, как грибы после дождя, стали появляться по всему миру. Потомки некоторых из них и сейчас продолжают добиваться возвращения себе «законного имени» или даже короны. По разным расчётам, всего псевдо-Романовых насчитывалось около 230 человек.
Лже-Ольги, их было 28. Марджа Боодтс – пожалуй, самая успешная. Впервые появилась во Франции перед началом Второй мировой войны, собирая у людей деньги для «чудом спасшейся великой княжны, совершенно обнищавшей и потому вынужденной просить милостыню». Была арестована за мошенничество. Появилась второй раз в начале 1950-х годов, наотрез отвергая своё тождество с «довоенной» мошенницей. Утверждала, что никто кроме неё не сумел спастись, она же была обязана жизнью некоей крестьянке, подменившей её в доме Ипатьева. Сумела убедить в своей правдивости принца Николая Ольденбургского и кронпринца Вильгельма, которые платили ей до конца жизни довольно солидную пенсию, позволившую поселиться на вилле у озера Комо в Италии.
Лже-Татьяны. Людей, выдававших себя за эту сестру, было на пять больше. Наиболее известна Маргерита Линдсей — появилась в Лондоне сразу после окончания гражданской войны в России. О своём прошлом говорить избегала, известно было, что какое-то время была танцовщицей в Константинополе. Вышла замуж за капрала по фамилии Линдсей. Сама себя никогда не объявляла Татьяной Николаевной, однако, неизвестно откуда взявшееся большое состояние, которое она привезла с собой, породило неизбежные слухи. Сама Маргерита никогда не подтверждала и не опровергала их.
Лже-Марии – их уже свыше полусотни. Чеслава Шапска — появилась в Румынии в 1919 году, где вышла замуж за Николая Долгорукого. По её уверениям, спаслись все, кроме бывшего царя и слуг, действительно расстрелянных в доме Ипатьева. Её недавно умерший сын Николай Долгорукий до последнего времени претендовал на российскую корону.
Лже-Анастасии. Первая из самозванок – Анна Андерсон – сделала головокружительную карьеру. Вероятно, её настоящее имя Франциска Шанцковска. Появилась в Берлине, где после неудачной попытки самоубийства была заключена в психбольницу. Одна из пациенток «опознала» в ней великую княжну, после чего легенда была активно поддержана русскими эмигрантами. Более 20 лет безрезультатно пыталась добиться в европейских судах признания себя великой княжной. Несмотря на это до сих пор пользуется популярностью, причём современные поклонники Андерсон продолжают держаться мнения, что генетическая экспертиза, доказавшая её родство с семьей Шанцковских, – не более чем фальшивка.
Евгения Смит — американская художница и писательница украинского происхождения. Эмигрировала в Штаты из Буковины в 1929 году. Пыталась продать свою книгу, уверяя, что получила её из рук великой княжны, но не сумела пройти проверку на полиграфе. Изменив свои показания, заявила, что сама является великой княжной. Это вызвало всплеск интереса и резкому взлёту цен на её художественные работы. Разоблачена лже-Алексеем – Михалом Голеневским, прилюдно обвинившем её в самозванстве.
Тасия Кажухина в 17 лет вместе с другими российскими беженцами приплыла на Филиппины в 1918 году. На корабле её держали в отдельной каюте, контакты с другими пассажирами были минимальны. Её, без денег и документов, приняли на воспитание в монастырский приют. Новый паспорт она получила там же, причём фамилия Кажухина не была настоящей: оригинальная, по её собственным словам, труднопроизносима для местного населения (в дальнейшем никому из родственников она её так и не назвала). Тасия почти 40 лет прожила в гражданском браке с Лопе Пелайо и родила ему 9 детей, но по неизвестным причинам узаконить брак отказывалась. Дала согласие только перед смертью мужа, когда выяснилось, что их дети и внуки не получат наследства.
О том, что её покойная бабушка – княжна Анастасия – в 2010 году заявила внучка женщины Кэтрин Пэтерсон. Вспоминая о дофилиппинской жизни, Тасия говорила, что жила в богатой семье. Рассказывала про трёх сестёр и брата, которого называла Алексеем. Когда Кэтрин предложила разыскать её родственников в России, то Тасия запретила этого делать, утверждая, что тогда «они» найдут её и убьют (кто эти «они» она так и не раскрыла). Несколько лет назад Кэтрин съездила в Россию, чтобы отыскать какие-нибудь следы Тасии. В тот же период нашла в Интернете фото Анастасии и обнаружила сильное сходство княжны с единственной сохранившейся фотографией из юности Тасии. Тогда же она пришла к выводу, что имя Тасия могло быть окончанием имени Анастасия, а Кажухина – искажённым вариантом слова «княжна».
Лже-Алексеи. Всего самозваных царевичей было свыше 80. Алексей Пуцято появился несколько месяцев спустя после расстрела царской семьи в сибирском селе Кош-Агач, после чего отправился в Омск, желая представиться непосредственно адмиралу Колчаку. Говорил, что выскочил из поезда, на котором везли царскую семью, и скрылся у преданных людей. Однако вскоре был разоблачён учителем цесаревича и признался в обмане.
Василий Филатов — этот претендент уверял, что после расстрела ему удалось выбраться из шахты и бежать с помощью братьев Стрекотиных — красноармейцев, тайно сочувствовавших семье бывшего царя. Сам претендент прилюдно ничего не заявлял, что было весьма понятно, так как скончался при Советской власти. Его дети и ныне активно отстаивают его тождество с цесаревичем и требуют возвращения себе «законной» фамилии.