Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

«ЭТО БЫЛ ВЗГЛЯД АНГЕЛА-НЕБОЖИТЕЛЯ, А НЕ СМЕРТНОГО ЧЕЛОВЕКА…»

К 145-летию со дня рождения святого Царя-мученика Николая Александровича

6 мая 1918 года, находясь под арестом в Екатеринбурге, государь Николай Александрович, запишет в своем дневнике: «Дожил до 50 лет, даже самому странно!» После этого царь сделает еще несколько записей и 30 июня перестанет писать дневник вовсе. Он знает, теперь его время пришло…
Неизбежность трагического завершения своего царствования Николай II ощущал на себе с самого детства. Будущий Государь Император
родился 6/18 мая – в день памяти Святого Иова Многострадального, судьбу которого по зловещему совпадению ему во многом предстоит повторить. Иову Многострадальному, оклеветанному дьяволом, довелось испытать на себе все горести и муки, но ни на миг он не утратил веры в Бога. Царственному Страстотерпцу, подобно Иову, дано было увидеть, как гибнет созданная его руками и руками его отцов и дедов сильнейшая держава мира, как предают друзья и близкие, как страдают его дети... И подобно Иову, и Царь, и вся его Семья до самой смерти останутся тверды в вере, воспринимая смиренно весь ужас своего положения.
Святой Иов говорил: «Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» Эти слова были заповедью жизни и Николая II. Сегодня это трудно понять, поэтому многие и говорят о фатализме царя, его слабоволии и нерешительности. А он просто знал – всё в руках божьих. И в те страшные 1917 и 1918 годы, в условиях всеобщего предательства, Государь прочувствовал Божию волю. Николай понимал, что спасти Россию военно-политическими мерами уже нельзя, что нужен духовный подвиг. Есть свидетельства, что Царю были известны предсказания инока Авеля, Серафима Саровского и других подвижников о мученической судьбе Царской семьи, о революции в России, о возможности покаяния и возрождения. Многие отмечали в поведении Государя предчувствие им своей судьбы. Еще во время первой русской революции он произнесет пророческие слова: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва - я буду этой жертвой». Николай II, подобно древним мученикам, свободно, не по принуждению, был готов совершить христианский подвиг. И совершил его.
Философ Сергей Александрович Нилус писал о Николае II: «О, этот взгляд! Вовек не забыть его!.. Передать его выражения ни словами, ни кистью невозможно - это был взгляд Ангела-небожителя, а не смертного человека. И радостно, до слезного умиления радостно было смотреть на него и любоваться им и ... страшно от сознания своей греховности в близком соприкосновении с небесной чистотой».
За время царствования Николая было построено 10 тысяч храмов и 250 монастырей, было канонизировано 8 святых. Новая власть искала царские деньги, но царь сокровищ не прятал – он строил военные лазареты, помогал раненым, возводил храмы.
Сохранилось письмо дочери Николая, которое как нельзя лучше указывает на подлинное христианское смирение и истинное царское величие Николая II. В своем письме, переданном ею из Ипатьевского дома незадолго до трагедии, великая княжна Ольга Николаевна пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили и за себя, и помнили, что то зло, которое сейчас в мире будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только - Любовь…»
Со смирением и кротостью вся семья Николая II взошла на Екатеринбургскую Голгофу и в июле 1918 года приняла мученическую смерть. «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три… она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей, - так описывает события 1918 года философ и публицист Василий Васильевич Розанов.
- Что же, в сущности, произошло? Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает. Серьезен никто не был, и, в сущности, цари были серьезнее всех... И, как это нередко случается, — «жертвою пал невинный».
В 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви царская семья была прославлена как «страстотерпцы в сомне новомучеников и исповедников Российских». Церковь канонизировала Царя Николая не по фактам его жизни, которые в силу его положения могли быть различными, но по его личным качествам, благодаря которым Он и его Семья во всех обстоятельствах сохранили верность Православию и приняли свою страдальческую кончину.


Михаил Сачёв,
заместитель генерального представителя Всероссийского
Монархического Центра по Приволжско-Уральскому
округу, полковник Федерации
Союза Казаков