Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Казак — он и в Америке казак

О житие современных американских казаков

Весьма удивительным и не особо изучаемым вопросом является история казачества в далекой Америке, никогда особо не страдавшей от нашествия и засилья казаков. В общественном сознании закреплено: «казаки – это в России, и с ней только и связаны на веки». Однако, как это ни странно, в США, Мексике, Канаде, Аргентине и в ряде других стран обеих континентов Нового света проживают люди, считающие себя казаками и до сих пор чтящие традиции своих предков.
Истоки казачества в Америке
Узнать, каким образом оказались казаки в Америке, несложно, достаточно просто вспомнить о периодически проявлявшихся так называемых волнах миграции. Особо массовыми они были в период Гражданской войны, в период войны с Германией, а также в послевоенный период.
У казаков же, всегда слывших в большинстве своем одной из опор царя, в эти периоды миграционная история была особенно интересной. В общем, некоторая часть казаков оказалась в Америке в основном из-за миграции, порожденной вышеупомянутым событиям. Однако несправедливо думать, что до этих массовых «переездов» казаков в Америке не было.
Общеизвестно, что на многих западноамериканских землях в свое время существовали русские поселения. Пожалуй, самым известным русским поселением в США, ныне существующим в качестве исторического памятника, является поселение «Росс», основанное в начале XIX века.
Таких поселений было достаточно, но вот об исключительно казачьих поселениях, существовавших до XX, особо ничего не известно. Тем не менее, кое-что известно об отдельных личностях казачьего происхождения, оставивших некоторый след в истории Америки.
Весьма знаменит в Америке казак Иван Васильевич Турчанинов. Биография этого человека странна тем, что за свою жизнь он успел побывать офицером Армии Российской империи и генералом Армии Соединенных Штатов.
Родился (1822 год) этот человек в семье донских казаков, и с раннего детства его готовили для службы в царской российской армии. Проявил себя во время Крымской войны, в результате чего ему было присвоено звание полковника. Несмотря на такие успехи, Турчанинов сразу же после окончания войны уезжает в Америку. Его, разумеется, исключают из российских войск.
Турчанинов селится с семьей в Чикаго и живет там до тех пор, пока Гражданская война не разразилась в США. Здесь Турчанинов себя проявляет как весьма успешный и талантливый тактик и офицер. В конце концов, за его заслуги ему присваивают звание бригадного генерала. Умер Турчанинов в 1901 году, так и не сумев вновь вернуться в Россию.
Из биографии Турчанинова можно подчерпнуть еще кое-какие интересные факты. Так, например, он состоял в переписке и был лично знаком с Герценом и Огаревым. В одном из писем к последнему он писал, что в рядах войск северян есть некоторое число этнических русских.
Более того, некоторые из них, по его данным, вели свою родословную от казачьих семей. Отсюда можно сделать вывод, что даже до событий 1917 года в Америке уже были не только русские, но и казаки, вероятно перебравшиеся вместе с остальными трудовыми мигрантами из России.
По информации же современных официальных представителей казачества, США первые казаки в Америке появились еще в конце XVIII века: «Первые казаки – казаки поселенцы прибыли из России на американский континент еще в конце XVIII века, а вначале XIX-го основали русские поселения на американской земле.

На фото Сергей Цапенко, верховный атаман казаков Америки
Известно, что казаки всегда были первопроходцами, открывшими и завоевавшими множество земель. И у нас, в Америке, существуют исторические памятники, связанные именно с казаками» — это слова Верховного атамана казаков Америки Сергея Цапенко.
Доподлинно же известно, что казачьи поселения и казачьи союзы существовали в Америке к началу 20-ых годов минувшего века. До 1930 года известно о четырех казачьих объединениях в Америке: Тройственный союз, союз Донцов, союз Кубанских казаков, Вольное Казачество.
После второй волны миграции число казачьих объединений значительно увеличилось. Правительство США в тот момент вело очень лояльную политику по отношению к казакам – например, им бесплатно выделялись незаселенные земли в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси. В основном на этих территориях и осели казаки, переехавшие из России.
Казаки в Америке сегодня
Казаки, приехавшие в Америку из Российской империи, раннего РСФСР и СССР, понимали, что им грозит полнейшая ассимиляция без сплочения и создания общин, даже в том случае, если они будут жить бок о бок с русскоговорящим населением, не относящим себя к субъэтносу казаков.
По этой причине многие из них стали селиться рядом друг с другом в практически обособленные от других людей селения. Так было создано несколько исключительно казачьих станиц. Самым ярким примером является селение Новая Кубань. В этом поселение был свой атаман, казаки прочих чинов и должностей и даже войсковой священник.
В настоящее время, если верить американским казачьим источникам, в США и Канаде проживает не менее 8 тысяч казаков, а число казачьих поселений равно 48. Верховным атаманом казаков Северной и Южной Америке является вышеупомянутый Сергей Цапенко. Назначен он на эту должность в 2008 году, и с тех пор принимает активное участие вместе со своими ближайшими соратниками в делах, направленных на возрождение казачества не только в Новом Свете, но и во всем мире.
Так, например, американские казаки оказывали некоторую материальную поддержку в восстановлении Церкви Святого Преподобия Петра Афонского и Святой Равно-престольной княгини Ольги. За что им была выражена благодарность от представителей Совета старейшин одной из казачьих общин России.
Также казаки Америки принимали участие в конференциях, посвященных созданию глобального казачьего объединения. Привело это к тому, что был создан так называемый Всемирный совет атаманов.
Казачьи американские делегации довольно часто посещают Россию, Украину и прочие страны, где имеются казачьи объединения. Например, делегация американских казаков под руководством Ростислава Ситовича присутствовала на церемонии, посвященной созданию Центрального казачьего войска.
Также несколько раз американские казачьи делегации посещали Дон и Кубань, не обошли они стороной и Украину с Казахстаном, где и на сегодняшний день число казаков значительно. Сам же Верховный атаман Америки происходит из запорожских казаков, поэтому он периодически посещает Украину не только с деловыми визитами.
Но и в свою очередь американские казаки тоже не упускают случая продемонстрировать свое гостеприимство. Недавно делегация от Всевеликого войска донского посещала американских собратьев. Американские казаки провели экскурсию для российских товарищей по местам, связанным с историей казачества в Америке. Было посещено несколько станиц, исторических памятников и так далее. Закончилось же все церковной службой в одной из православных церквей.
Весьма значимым для казаков Америки является тот факт, что они принимают активное участие в возрождении и сохранении уже здесь упомянутого форта Росс. Одной из важный фигур совета по восстановлению форта является атаман Никита Храпов (ныне он носит фамилию Бьюик).
Благодаря заслугам этого атамана в храме форта Росс периодически проходят православные службы. На самом деле такое происходить не должно, так как форт является историческим памятником, и определенные государственные службы относятся негативно к тому, что в этом месте проходят церковные службы, но тем не менее казакам удалось добиться этого.
Ежегодно делегации казаков Америки и прочих стран посещают храм, находящийся на территории этого исторического памятника, и проводят там службы. Также на землях, опекаемых атаманом Никитой Храповым, проходят гуляния в дни встреч и съездов казаков.
Необходимо также сказать и о большом вкладе современных казаков Америки в сохранении казачьей истории, которая в свое время была серьезно заброшена. Надо напомнить, что весьма знаменитый атаман Вячеслав Науменко, почитаемый всеми казаками как один из героев, и долгие годы бывший Войсковым атаманом Кубанского казачьего войска в эмиграции, в свое время мигрировал тоже в США.
Покидая Россию, этот человек увез с собой огромное число архивных документов, знамен, императорских наград былых времен, различных грамот, портретов и фото, связанных с историей не только кубанских казаков, но и вообще казачества. Умер атаман 30 лет назад в США. Наследовали его коллекцию его потомки.
До недавних пор основным владельцем исторического наследия, переданного Науменко, была его дочь Наталья. В 2010 году она и еще несколько потомков казачьих атаманов передали значительную часть документов и прочих предметов, вывезенных их предками из России. Сделано это было как раз в момент празднования 150-летия основания Кубанского казачьего войска.
Вопрос самоидентификации
Весьма сложен вопрос определения принадлежности к казакам нынешним американским потомкам казаков, покинувших Россию. Насколько известно, во все времена казак был человеком православным, любящим более всего Россию и чтящим традиции предков.
Однако на сегодняшний день для американских казаков вопрос религиозной принадлежности не является принципиальным, в сущности как сегодня и для российских казаков, однако как ни крути, в современной России 95% (если не больше) казаков являются православными христианами, так что незначительным исламский и буддистский компонент никак не может сказаться на традиционности российского казачества в данном случае.
Последнего нельзя сказать об американских казаках, в рядах которых можно наблюдать протестантов и представителей прочих религиозных учений.
Собственно у американских казаков также сложно обстоит дело и с самоидентификацией. Так, например, в одном из интервью Верховный атаман казаков Америки Сергей Цапенко на вопрос о том, считает ли он себя патриотом России, ответил: «Я – американец. Я – патриот Америки. Россия – это историческая родина, но я живу здесь, здесь воспитывается моя семья, здесь живет пятеро моих детей, которые все родились в Америке. Мы все американцы».
Позицию атамана разделяют многие другие американские казаки. Тяжело представляется, что человек, не чувствующий своей принадлежности к России, может быть казаком вообще. Как бы то ни было, весьма интересен тот факт, что в Новом свете живут люди, считающие себя казаками и чтящие традиции своих предков по мере своих возможностей. Пусть все это и носит исключительно церемониальный и символический характер, но все же это является некой данью уважения предкам и исторической родине.


http://kavpolit.com/kazak-on-i-v-amerike-kazak/