Интервью с писателем-историком. www.shambarov.ru
- Валерий Евгеньевич, как Вы относитесь к празднику 4 ноября?
- Ну а как может православный человек относиться к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы?
- Я имею в виду не православный праздник, а государственный, День народного единства, установленный несколько лет назад.
- Когда-то это было одно и то же. Празднование годовщины освобождения Москвы, когда казаки с Казанской иконой Божьей Матери ворвались в город и вынудили оккупантов сдаться, установил царь Алексей Михайлович. Мне доводилось подробно описывать эти события в книгах "Тайна воцарения Романовых" и "Правда варварской Руси". Но тогда православный праздник был именно государственным. По всей стране он отмечался торжественными церковными службами и крестными ходами, в столице крестный ход возглавлял сам царь, участвовали патриарх, духовенство, высшие государственные чины - и вместе с ними народ. Какое же единство может быть выше этого? Правда, в наше время мне как-то не доводилось слышать, чтобы президент или премьер-министр повел народ на крестный ход.
- Но сейчас и формы празднования установились другие.
- В том-то и дело. Возникает впечатление - большинство людей просто не понимают, что же они все-таки празднуют? Власти приняли "красный день календаря", Дума проголосовала. А осмыслить суть этой даты и объяснить ее никому и в голову не пришло. В результате сами собой рождаются традиции всевозможных русских маршей, нерусских маршей, правых маршей, левых маршей. Ну а основная традиция получилась - усиления нарядов правоохранительных органов в центре Москвы. Наверное, на этот праздник привлекается рекордное количество милиции, чтобы все марши регулировать и окорачивать, и чтобы они не столкнулись между собой.
- Тут позволю себе не согласиться. И телевидение, и другие средства массовой информации все же освещают, что 4 ноября - годовщина воинского подвига, победы над поляками.
- Нет. Воинский подвиг в данном случае играл не главную роль. Побед-то русские одерживали много, и над теми же поляками, и над прочими импортными "гостями". Но в 1612-1613 гг наши предки совершили подвиг гораздо более высокий и куда более трудный. Который как раз и заключался в народном единении. Ведь перед этим на Руси 8 лет царила Смута! Целых 8 лет люди были расколоты на враждующие лагеря и дрались между собой. Были сторонники Лжедмитриев I, II, III,IV, других самозваных "царевичей", Болотникова, Шуйского, в хаосе общего разброда были те, кто по ошибке принимал сторону поляков, шведов. Но когда русские увидели, что Отечество погибает, они сумели преодолеть все взаимные счеты. К сожалению, нам до этого далеко. Какое уж единение, если на разных площадях группируются разные "марши", косо поглядывая друг на друга?
- Но современные патриотические силы оказались разобщены по политическим взглядам.
- А разве в 1612 г. было не так? Еще и куда сильнее были разобщены! Были, скажем, свои "белые" - Второе земское ополчение Пожарского и Минина, были свои "красные" - Первое ополчение Трубецкого, состоявшее из казаков и примкнувшей к ним голытьбы, они и под знаменами Болотникова повоевали, и под знаменами Тушинского вора. И счеты между ними были не в далеком прошлом, не 90 лет назад их предки дрались друг с другом, а они сами! Сами резались, брали и жгли друг у друга города, вешали своих противников, у них самих в междоусобице погибли родные, близкие, друзья. И что же, они стали выяснять отношения? Нет, они объединились - и победили интервентов. Два понятия перевесили все остальное: Вера Православная и Отечество. Все остальное по сравнению с этим оказалось мелочью. Люди вообще не стали разбираться, кто был прав, кто виноват. Разногласия не разбирали, не согласовывали, их просто отбросили! Сразу, одним махом. Покаялись друг перед другом и признали - все были виноваты. Созвали Земский Собор и вместе, всей землей, выбрали царя. Но уж тех, кто не подчинился решениям Собора, кому и дальше хотелось воду мутить, начали подавлять тоже вместе - и тогдашние "белые", и тогдашние "красные".
- Как Вы считаете, почему это оказалось невозможно в ХХ веке?
- Именно из-за того, что мозги людей замусорили политикой. Различные "кратии" и "измы" показались важнее, чем Отечество. А уж Вера и подавно была расшатана или разрушена. Чтобы оценить великий подвиг русского народа в 1612 г., можно привести фантастический пример. Он был равнозначен тому, если бы, допустим где-нибудь в 1920 г., в период польского наступления, Врангель вместо поисков союза с поляками выступил против них, если бы с ним объединилась патриотическая часть красных - предположим, во главе с Фрунзе, вместе изгнали иностранные войска, вместе выбрали и возвели на престол царя. А тех, кто продолжал бы сеять смуту - ну, например, Троцкого, посадили бы на кол, как поступили с атаманом Заруцким.
- В определенных патриотических кругах - монархических, либеральных, демократических, периодически озвучивается идея "Нюрнберга" над коммунизмом. Как Вы ее оцениваете?
- Как похабную, глупую и провокационную. Раскол русского народа на враждебные лагеря осущеставлялся извне, целенаправленно и преднамеренно. Многочисленные доказательства этого я приводил в своих книгах "Нашествие чужих. Заговор против империи" и "Антисоветчина. Оборотни в Кремле". Эти операции вели международные банковские и политические силы "мировой закулисы", в первую очередь США и Англии. Одна часть нашего народа заражалась либерализмом, другая большевизмом, и их столкнули между собой. Но операции по разрушению СССР вели те же самые круги "мировой закулисы", по тем же методикам, как против Российской империи. Удары были направлены против России как таковой, а идеология играла лишь вспомогательную роль. Против царской России использовалась "советчина", против СССР - антисоветчина. Сама идея же "Нюрнберга" над коммунизмом родилась в эмигрантских организациях, которые участвовали в этих игрищах. Причем участвовали не без помощи западных спецслужб. А в период "перестроек" эту идею внедрили среди российских "антисоветчиков". Идея-то удобная, весьма практичная, одна из тех, которые помогают до сих пор поддерживать раскол.
- Но ведь целью Нюрнбергского процесса над нацизмом было вскрыть преступления прошлого, чтобы не допустить их в будущем, разве не так?
- Нет, не так. Тут сразу встает вопрос: "А судьи кто?" Главными судьями были американцы. И Нюрнберг стал не только судом, но и фарсом, не только вскрывал преступления, но и прятал их. Свел ужасы к вине определенной группы лиц, помог внушить комплексы вины и неполноценности великому немецкому народу. Хотя один из подсудимых, Ялмар Шахт, не зря посмеивался, что американцы в первую очередь "должны предъявить обвинение самим себе". Ведь Гитлера привели к власти те же самые круги "мировой закулисы". Крупнейшие банкиры США с 1923 г. финансировали и проталкивали его партию, помогали Германии вооружаться, почти все предприятия, производившие оружие в Третьем рейхе, были совместными, германо-американскими. А потом и нацистские ценности утекли через швейцарские банки за рубеж - точно так же, как утекли в начале 1920-х колоссальные ценности из ограбленной России. Вот и давайте тоже, как подсказывают нам заграничные "друзья", устроим "Нюрнберг" над коммунизмом! Русские (как это уже было в начале 1990-х) начнут заниматься самобичеванием, обличать русских, а Запад, который исподтишка организовывал революцию и геноцид нашего народа, выступит "объективными судьями", поаплодирует нам. Еще и поучит - дескать, вы, русские, недостаточно себя хаете и осуждаете, надо бы покрепче. А мы, мол, посмотрим и оценим, достаточно ли вы покаялись.
- Ну а саму идею покаяния разве можно отвергать?
- Разумеется, нет. Но покаяние - это церковное Таинство. К западной судебной практике оно ни малейшего отношения не имеет и никогда не будет иметь. Каяться надо перед Богом, а не перед омерзительной личиной "мирового общественного мнения". Кстати, я уже упоминал, что в 1612 г. каялись все. Но представьте, если бы Второе земское ополчение решило вместо взаимного прощения и объединения устроить "Нюрнберг" над Первым ополчением? Что стало бы с Россией? И какие народы населяли бы сейчас ее территорию? Ведь поляки не скрывали, что Россия должна стать их "Новым Светом", а русским, соответственно, предназначали судьбу американских индейцев.
- Но можно ли действительно считать, что в трагедии ХХ столетия были виноваты все? Заблуждения и преступления были разными. Значит, кто-то был виноват в большей, кто-то в меньшей степени?
- Как раз это не имеет никакого значения. Разве сами люди могут судить, больше или меньше они виновны? Возьмем простой пример. Русские либеральные профессора заражались западными учениями, передавали их студентам. Они становились учителями, ехали в разные города, в села и сеяли среди русских детишек семена атеизма, вольнодумства, скептического отношения к своему государству, самодержавию. А потом из детишек выросли безбожники и убийцы, расстреливавшие ту же либеральную интеллигенцию. Так кто же был в этом виноват? Ведь и в Евангелии сказано: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Именно так и получилось!
Можно, кстати, вспомнить известное всем произведение "Собачье сердце" - мы восхищаемся культурными и благородными профессором Преображенским, доктором Борменталем, испытываем отвращение к Швондеру и Шарикову. Но на самом-то деле как раз "просвещенные" интеллигенты, Преображенские и Борментали, ратовали за "свободу, равенство, братство" - которые обернулись засильем Швондеров на их собственные головы. И Преображенские с Борменталями действительно создали Шариковых. Конечно, не из собак, тут уж авторское высокомерие зашкалило - создали из простых и честных русских людей. Разве в этом нет вины? И разве не адекватным выглядит воздаяние? Подвиг наших предков в 1612 г. состоит в том, что они поняли - вина общая. Поэтому они вообще не стали мериться взаимными обвинениями, выяснениями и обидами. Покаялись - все, а значит и очистились - все.
- Что же Вы можете посоветовать современным русским людям?
- Что уж может посоветовать писатель? Совет уже дали те, кто брал Москву в 1612 г. и выбирал первого царя из династии Романовых. Совет исчерпывающий и однозначный: они показали нам единственный возможный способ прекращения смут. Для начала надо не позволять и дальше делить нас и стравливать по партийным, политическим и тому подобным критериям. Осознать, что есть идеалы, которые неизмеримо выше всей подобной наносной чепухи. Идеалы настолько высокие, что ради них не жалко отбросить ее. Но осознать и другое, что сейчас эти идеалы близки к гибели. А значит, потребуется осознать и свою ответственность за их сохранение. Причем ответственность как раз личную, персональную: если не я, то кто? Вот тогда и станет возможным народное единство - настоящее, в не напечатанное на парадных плакатиках. И лишь тогда название государственного праздника сможет обрести реальный живой смысл.
Вел беседу Дмитрий Якунин
Более подробную информацию об авторе, а также о его книгах, Вы можете узнать на сайте Валерия Шамбарова www.shambarov.ru