Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Неизвестная история. Геноцид уральского казачества.

Каждый казак должен помнить о геноциде коммунистов против казачества, о том, как вырывались с корнем целые станицы и оставлялись на погибель в Заполярье, как заносились на "черные доски" хутора и станицы, как поголовно уничтожались казаки во время голодомора в 20-30 - е гг., как гноили в концлагерях тех, кто осмеливался сопротивляться в период сталинщины, когда в других районах России об этом и думать перестали.
Уральское войско (174тыс. ) к 1920г сократилось в связи с уменьшением мужского казачьего населения почти в 2, 5 раза. При нехватке рабочих рук в казачьих семьях в 1917 по 1920гг посевные площади в Уральской обл. сократились в 2, 5 раза, а поголовье скота - в 3, 5 раза. Часть казаков была из советского плена возвращена в места их постоянного проживания на Урале, однако их мирная жизнь дома была недолговечной. В 30гг за отказ вступить в колхозы бывшие участники белого движения, как представители контрреволюционного класса были поголовно уничтожены. В 1933-38гг органы ОГПУ - НКВД  закончили зачистку населения Приуралья от антисоветских элементов. В казачьих семьях остались лишь женщины, дети да глубокие старики - осталось в живых 10-15% от всего Уральского войска.
До сих пор подробно не освещались многие страницы героической и трагической вместе с тем борьбы казаков против большевизма, несмотря на огромный вклад казачества в антибольшевистское сопротивление, в котором следует особо выделить роль Уральского (Яицкого) казачьего войска, чье наименование золотыми буквами вписано в российскую военную историю. Дело в том, что на сегодняшний день литературы, которая позволила бы ознакомиться с историей Гражданской войны на территории Уральского казачьего войска, почти не существует и борьба уральских казаков против большевизма научно практически еще не изучена. "Знают все икру Урала и уральских осетров, только мало все слыхали про уральских казаков".
 
Так звучат слова старинной уральской казацкой песни.  За десятилетия, прошедшие после тех страшных событий, после крушения СССР и власти компартии, созданы сотни работ, посвященных Белой борьбе и участию казаков в ней в частности, но в изучении антибольшевицкого сопротивления уральского казачества историки почти ничего не сделали.
Советские же историки, за редчайшим исключением (Мухин и др.), стыдливо замалчивали историю Гражданской войны на земле Уральского казачьего войска. Дело в том, что они любили писать о победах Красной армии, а борьба против уральского казачества была наполнена лишь почти одними поражениями большевиков, несмотря на колоссальное превосходство их как в количественном, так и в техническом отношении над уральцами. До сих пор мало кому известно, что Уральская отдельная казачья армия не была разбита большевиками, а почти целиком погибла от страшных эпидемий тифа, специально занесенного в область Уральского казачества большевиками, не способными бороться с казаками просто военной силой. Замалчивание темы истории борьбы уральского казачества против большевиков объясняется рядом причин. Во - первых, сохранившихся документов по данной тематике очень немного. Большая часть документов Уральского казачьего войска погибла или до сих пор является недоступной для историков. Во - вторых, почти все уральские казаки либо погибли во время гражданской войны, либо эмигрировали, поэтому тех лиц, которые бы потенциально могли взяться за написание истории борьбы уральского казачества против большевизма, остается немного.
Возникнув в числе первых казачьих войск, уже по крайней мере с конца XVI в. Яицкое казачество начинает играть особую роль в жизни России, покрыв себя неувядаемой славой в борьбе с ее врагами, участвуя с этого времени во всех войнах, которые вела наша страна, особенно отличившись при завоевании Средней Азии. Даже среди прочих казачьих войск Уральское (Яицкое) сильно выделялось по многим параметрам, в т. ч. и своей демократичностью - войсковым старшинам (атаманам, есаулам и др.) так и не удалось добиться тех привилегий, которыми пользовалась казачья верхушка в других войсках; особым способом комплектования боевых частей, свойственным только яицким казакам - наемкой. Даже по малиновому цвету лампасов уральские казаки выделялись среди своих братьев - казаков из других 12 войск, носивших лампасы красного, желтого, синего цветов. В отличие от большей части других казачьих войск, Яицкое (Уральское) войско имело основной доход не от пользования землей, а от рыболовства. Даже среди других казачьих войск оно считалось самым бунтарским - с 1670 по 1874 гг. на его территории предпринималось 10 крупных и десятки мелких восстаний против царского и дворянского произвола, наиболее выдающимися из которых было активное участие в казацко - крестьянских войнах Разина и Пугачева. За это в конечном итоге оно было лишено значительных привилегий, в т. ч. права именоваться Яицким войском и владеть собственной артиллерией, иметь собственного атамана, нанимать для работ в пользу казаков людей, не принадлежавших к казачеству, особенно инородцев. Несмотря на это, впоследствии, пытаясь объяснить причины почти поголовной "контрреволюционности" уральских казаков, большевистские историки создали миф о невиданном богатстве Уральского войска, нажитом, якобы, через эксплуатацию киргизского населения; о том, что почти все войско являлось старообрядческим, а значит, уже заранее враждебным Советской власти (старообрядцы среди уральцев были, но они не составляли большую часть войска); что расказачивание на Урале проводилось с большими, чем в других регионах, "перегибами".
Действительно, политика расказачивания большевиков по отношению к уральским казакам с марта 1919 г. сводилась к поголовному уничтожению казачьего населения в отличие от других регионов. Но следует отметить, что к этому времени все уральские казаки, которые могли держать в руках оружие, уже более года ожесточенно бились против большевиков. Расказачивание, чудовищные насилия над казачьим населением, национализация женщин еще более озлобили казаков против большевиков, но это не может быть названо в отношении уральцев как основная причина их неприятия Советской власти. До 1917 г. Уральское войско жило очень замкнутой жизнью, в приниженном по сравнению с другими казачьими войсками положении, так и не получив прощение императора. Незнакомому с жизнью уральского казачества человеку может показаться, что сохранившие свой гордый мятежный дух уральцы должны были поддержать большевиков. Нет! Уральские казаки решительно не приняли и большевистское комиссародержавие, сражаясь против него до последнего казака. Во многом это объясняет причину, по которой уральские казаки почти в 100% составе - от 15 летних мальчиков до 80-летних старцев отважно бились до конца против орд 3-го Интернационала. К слову сказать, среди прочих 12 казачьих войск нет ни одного, которое могло бы похвалиться подобным показателем. В отличие от других казачьих войск, Уральское войско сразу решительно отказалось признать власть Советов, а его столица Уральск год и 3 месяца героически оборонялась казаками и крестьянами из соседних губерний, воевавших в белых частях от попыток большевиков установить в ней Советскую власть, пав в январе 1919 г. - ни один город России не может похвастаться подобным. Более 2-х лет уральские казаки, почти в полном окружении, практически без помощи со стороны соседних белых армий ожесточенно сопротивлялись красным силам.
"Поистине страдальцы казачества", - так называли их в эмиграции представители других казачьих войск уральцев за их самопожертвование ради Белого дела; "свирепые палачи" - такую характеристику давали большевики уральским казакам за их непримиримость по отношению к Советской власти, за то, что пленных до апреля 1919 г. они старались не брать и за то, что беспощадно уничтожали коммунистов, комиссаров и всех тех, кто активно проявил себя в "расказачивании", кто насиловал и убивал казачек - тому прощения не было - казацкая шашка вершила скорый и беспощадный суд. Уральские казаки в своей борьбе не просили и не давали пощады, сражаясь до конца.
 На фронтах борьбы уральского казачества отсутствовало понятие "красный казак" в отличие от тех же Дона, Кубани, Терека, Оренбуржья, где нередко можно было встретить красные казачьи полки. Уральские казаки сражались против Советов даже тогда, когда стало известно о поражении армии Юденича, разгроме сил Колчака и соседней Оренбургской армии, не надеясь на победу, а стремясь уже подороже отдать свои жизни.
Даже находясь перед неизбежным выбором - принять предложение Фрунзе о сдаче в плен в обмен на твердое обещание со стороны его и Троцкого не применять к ним репрессии или погибнуть от тифа, мороза, голода и большевистских пуль, ненавидевшие коммунистов уральские казаки выбрали.
 

 

М. Казаков