Уральское казачество

имени Августейшего атамана Казачьих Войск Е.И.В. Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича

Казачество и современность

В течение нескольких сотен лет становления и развития Российское государство было самым тесным образом связано с Русским Православным казачеством. Начиная с периода Великого княжества Московского, казаки всегда активно участвовали в отражении всевозможных вражеских нашествий на русскую землю. Расширяли территорию нашей страны. Охраняли  границы нашего государства. Включение в состав Московского, а затем Российского государства территорий Приуралья, Урала, Зауралья, Сибири, Дальнего Востока - заслуга исключительно казаков. Расширяя территорию Русского Государства, казаки привносили с собой русскую культуру, русскую грамоту, русскую цивилизацию, а главное приобщали туземное население к Вере Православной. Всё это огромная историческая заслуга казачества в деле формирования  и становления  Православной Российской Империи – самого могущественного государства в мире вплоть до начала 20 века.

    В истории казачества были и есть и радужные и трагические страницы. В период гражданской войны в России (начало 20-хгг.ХХв.) практически всё казачье офицерство и абсолютное большинство рядовых казаков (нижних чинов) добровольно и активно действовали на стороне Белого движения в боевых действиях против красноармейцев. После поражения Белого движения советская власть обрушила на казачество невиданные репрессии. Множество казаков-патриотов России было расстреляно без всякого следствия и суда; ещё большее количество также без всякого юридического обоснования отправлено в советские концлагеря, где они подвергались всевозможным пыткам и издевательствам.

    Советская власть с её коммунистическим тоталитарным режимом начала проводить политику откровенного геноцида по отношению к казакам. В частности, коммунистический режим активно осуществлял политику «расказачивания» - в места компактного проживания казаков направлялись карательные красноармейские отряды, творившие повсюду настоящие зверства. Казачье население насильно изгонялось, вывозилось под конвоем вооруженных красноармейцев с мест постоянного проживания и поселялось в совершенно необжитых местах страны, где казачьи семьи вымирали от голода и холода. Любые сведения о казаках не могли быть опубликованы в советской прессе. В места бывшего постоянного проживания казаков после их депортации направлялись на жительство представители Кавказа. Найденный в доме казака любой казачий символ (мундир, кокарда, погон, пуговица) порождали новые репрессии. Само слово «казак» при советской власти исчезло из русского языка: находилось под официальным запретом.

    Казалось, казачество никогда уже не возродится, не будет, как прежде, надеждой и опорой Русской Православной России.

В 1991г. в новой России был принят Закон « О реабилитации репрессированных народов», где была подвергнута жесточайшей критике политика советской власти по отношению к народам, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам. Однако, в этом Законе ничего не было сказано о казаках. Почему? К сожалению, сегодня ни историческая, ни правовая наука не дают нам конкретного, общепризнанного понятия – кто такие казаки. Есть разные мнения  в этом вопросе. Одни ученые относят казаков к особому виду народов России; другие к народности; третьи к особому военно-служилому сословию; четвертые к определенной нации . И вот эта неразбериха не дала возможности отнести казачество к репрессированной части населения страны.

    Однако, к счастью, эта историческая несправедливость была устранена дополнительным Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г. О мерах по реализации закона РФ « О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. В данном нормативном акте казачество было определено как культурно-этническая общность людей. В частности, РФ осуждала проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей . В названом нормативном акте  было установлено, что прямые потомки казаков могут восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуру , быт, участвовать в несении государственной службы; объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые общества. Более того, этим указом предусматривалось, что казачьи общества получили право безвозмездного землепользования. Наконец, по смыслу названного Указа  на территориях  компактного проживания казачьего населения м.б. использованы традиционные формы казачьего самоуправления.

    В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» В данном акте определялись задачи Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, МИД РФ, МВД РФ, МО РФ в деле восстановления и развития казачества в РФ. Очень важным в этом постановлении является и то , что о необходимости восстановления традиционного статуса казачества заявлено с общегосударственных позиций. Далее, в том этом акте конкретно определены виды и формы государственной службы казачества. Определены особенности казачьего землепользования. Наконец, здесь установилась схема взаимодействия государства с казачьими территориальными объединениями.

    В 1995 г. был подписан Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» . В этом нормативном акте, в частности, определялось, какие казачьи структуры и на каких основаниях вправе нести государственную службу; определялась также численность членов тех или иных казачьих формирований для их регистрации и внесения в государственную реестр.

    В апреле 1996 г.выходит Указ Президента РФ « Об экономических и иных льготах, представляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В июне 1996 г. было принято постановление Правительства РФ « Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ РФ, и режиме его использования. На  основании вышеназванных актов в ряде субъектов РФ были приняты соответствующие документы по проблеме восстановления и развития казачества. Так, Губернатор Свердловской области г-н Россель Э.Э. в июле 1999 г. подписал Указ2О создании Совета по вопросам казачества в Свердловской области».

    Казалось бы, нормативная база для возрождения казаков и развития казачества в РФ была создана, желание казаков по местам проживания консолидироваться было велико, государство поддержало идею восстановления и развития казачества. Но реального, в масштабах РФ, соответствующего движения не произошло. Да, как нам известно, в ряде южных регионов России, где казаки исторически проживали и проживают компактно, есть серьёзные позитивные сдвиги в этом вопросе. Восстановлены и активно существуют различные казачьи общества, восстанавливаются исторические казачьи традиции. Однако в целом по стране полного восстановления казачества, по нашему мнению, пока не наблюдается. Причин этому много. Иногда в дело возрождения казачества попадают случайные люди. Нередко личностные амбиции отдельных атаманов вступают в явное противоречие с задачами восстановления и развития казачества. Не везде и не всегда гладко проходит регистрация казачьих обществ в исполнительных органах государства на местах.

    Вопросы отведения земель казачьим обществам не везде решаются так, как этого требует существующее законодательство. Бывает, что делу возрождения казачества мешает и некомпетентность отдельных чиновников, курирующих вопросы казачьего движения. Парадоксально, но факт, что один из чиновников Правительства Свердловской области заявил, что на Урале, в Екатеринбурге никогда не было, нет, и не будет казаков. Что это? Полное неведение в этом вопросе? Или сознательное саботирование общегосударственного дела возрождения и развития казачества на Урале? Однозначно на этот вопрос ответить не возможно. Но хочется напомнить исетские (уральские) казаки – прямые потомки соратников легендарного казачьего атамана Ермака. До 1736 г. исетские казаки сохраняли казачье самоуправление, а  в последующем году было создано Исетское  казачье Войско, которому  была дана правительственная администрация. Территория Исетского казачьего Войска – это территория нынешней Свердловской области, г. Екатеринбурга, а также иных близлежащих административно-территориальных образований.

    Следует признать, что в настоящее время в составе аппарата Полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах есть лица, отвечающие за разрешение проблемы восстановления и развития казачества. Есть такие уполномоченные и в Правительствах регионов РФ. Ныне вновь воссозданы в ряде регионов РФ Советы по делам восстановления и развития казачества (недавно такой Совет создан и в Свердловской области).

    Однако , по нашему мнению, хотя лица в составе аппарата Полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах и чиновники в региональных Правительствах, несомненно, добросовестные, прекрасно подготовленные специалисты, однако им приходится решать и ещё и массу иных вопросов кроме казачества. Поэтому они, видимо, объективно не всегда могут полноценно решать постоянную, сложную задачу полнокровного возрождения казачества.

    Исходя из сказанного выше, предлагаем следующее. В порядке эксперимента в регионах, в которых проживает казачье население, создать в составе областной (окружной) администрации Департамент (управление)  по делам казачества. В состав предлагаемого подразделения, возможно, определить несколько человек-начальник (руководитель, директор), двух заместителей, прессекретаря  и технического работника. Кандидаты на эти возможные должности без особого труда найдутся среди старших казачьих офицеров, атаманов. В частности, в УрФо среди казаков есть немало подготовленных для такой деятельности людей, которые обладают соответствующим образовательным цензом, имеет практический опыт организационной и политической работы. А, главное, досконально знают о всех проблемах возрождения и развития казачества на современном этапе нашего государства. Знают и могут предложить пути, формы и методы разрешения вопросов, связанных с реальным возрождением казачества. Работники предлагаемой структуры должны будут заниматься только одним государственным делом - в условиях современной России воссоздать и развивать такую важную социальную структуру как казачество По всем нашим предположениям предлагаемая структура в главном исполнительном органе субъекта РФ может быть организована уже в текущем году. Все основания и условия для этого есть. Мы верим, что этот возможный эксперимент в самое ближайшее время позволит реально решать общегосударственную задачу возрождения и развития казачества; практически поставить казачество на службу России.

    Кстати, Концепция государственной политики РФ в отношении Российского казачества, опубликованная на сайте Президента РФ от 3 июля 2008 г. , во многом позволяет реально решать проблемы становления и развития казачества. В п.4 названной Концепции прямо указано, что реализация государственной политики в отношении российского казачества осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Такой государственной структурой может и должен быть, по нашему глубокому убеждению, Департамент (управление) по делам казачества в структуре Правительства Свердловской области.

    Дело реального становления и развития казачества может и должно быть общегосударственным делом в свободной России. Казачество, с его огромным потенциалом, способно активно участвовать в создании в нашей стране гражданского общества и правового государства.

С нами Бог! За нами – казачество!

                                                            

                                                                           Г.П.Ковалев

      г.Екатеринбург                                           Б.М.Янко