Казаки – люди прошлого или будущего?
Кристина Попова
Одно из преимуществ писать историю древности – это свобода автора от политических „табу” и социальных условностей той современности, о которой он взялся судить, в которой он ищет те алгоритмы развития общества, которые являются актуальными и сегодня. Легко судить, когда века приподняли занавесь витиеватых речей и рухнули стены, закрывавшие за семью печатями циничные решения власть имеющих. И дело не в суде, ведь никто из нас не знает как бы он сам поступил, если перед ним стояла задача укрепить свой трон и границы. Предпочел ли бы он интересы „полудиких” по мнению „цивилизованных правителей” народов перед интересами собственного государства? Едва ли… Но если надо определить „кто такие казаки”, что случилось с этим уникальным народом, есть ли у него будущее, прежде всего надо дать некоторые определения основным понятиям, которыми автор будет оперировать. Многие из современных историков, социологов и т. д. спорят целыми томами, называя одно и то же разными именами и терминами. И дело не в разной терминологии, а в том, что все еще существуют темы, о которых не принято говорить, темы, которых редакторы просто не хотят читать, тем более – публиковать; они опасны; если начнем называть явления их именами, то можно докатится до очень опасных выводов. И так: предлагаю принять алгоритм расмотрения исторических общностей в виде систем, состоящихся из личностей, объединенных общими интересами, ценностной шкалой и определенной территорией. В этом смысле религия и культурные традиции являются ценностной шкалой системы, определяющей ее управление и развитие. Она создается системой для ее сохранения в определенное время, место и условиях. Религия не может быть направленной против системы и ее элементов, если возникают конфликты между религиозным учением и генно-исторически созданной общностной системы ценностей, то религию принимают, трансформируя ее основные постулаты фильтрами народопсихологии. Люди создают свою религию или принимают новую, когда условия существования системы требуют изменение ценностной шкалы в связи с сохранением системы. Таким образом этносы и народы принимали религию сильных соседей, чтобы сохранить свою относительную самостоятельность, это способ быть принятым в более большую и сильную, более высокоорганизованую систему, не теряя при этом свою целостность. Право выбора в этом случае ограничивалось только нюансами трактовки религиозного учения. Этот алгоритм действовал веками, достаточно вспомнить схему: сперва шли миссионеры, за ними – торговцы, а следом за ними – военные. Иногда, в зависимости от условий и возможностей эта последовательность менялась, но достаточно не забывать, что целый континент потерял свою уникальность именно благодарю католицизму и имперской политики, превращая культуру майа, ацтеков и других народов в тайны современной цивилизации. Этнос-Народ –Нация На казачьих форумах все еще идет спор – казаки – этнос, народ или нация? В современной научной литературе уже общепринято, что этнос – это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей. Этнос может не иметь собственную государственность, в лучшем случае у него самостоятельный язык и своя религия (ценностная шкала, управляющая системой). Но даже если этнос примет религию и язык государства, которое владеет его территорией, остается субрелигия, состоящаяся из традиций, обычаев, особенностей этнического характера, и определяющая именно то различие, которое не позволяет этносу раствориться в массе других соседних общностях. В этом смысле даже если официальная религия диктует целую систему запретов и правил, отдельные этносы выбирают, (не отрекаясь от нее), то, что максимально подходит их генно-исторической ценностной шкале (адыги). Несколько этносов могут создать народ. Достаточно рассмотреть современные государства, не претендующие быть великими нациями и называющие свое население народом. Примером этого могут быть Румыния, Болгария, Испания, Канада, и многие другие. Народ – это социально-этническое понятие. У народа есть уже собственное государство и территория, границы и относительная самостоятельность. Обычно – очень относительная. Понятие нация: (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Нации возникают, когда феодализм переходитк буржуазным общественным отношениям. Если вспомнить, что современная Германия создалась в конце ХIХ века (1871 г.) объединением отдельных княжеств, но за меньше чем полвека успела поднять идею общей нации в философию национализма. И интересно в этой новой общественной системе, которая сама себя назвала Германской империей, то, что ее элементы различались между собой не только особенностями языка, но и религией (30,5% населения придерживается к протестантско Евангелической церкви, 31,2% - римокатолики, 4,7 – православные). Общая религиозно-ценностная шкала – христианство, но это не помешало созданию концлагерей и уничтожению миллионов людей. Идея большой системы – все дозволено в интересах тех, кто управляет системой! Но есть и такое определение нации: нация (в нашем понимании) есть сверхличностный организм, осознающий себя единым историческим субъектом и поддерживающий свое существование в исторических масштабах времени (Строев С.А. http://www.rusnabat.com/pub/Nationalism.htm). В этом аспекте русская нация, объединяющая северных, западных и южных славян, очень легко распалась на свои составные части после краха Советского союза. Период распада дал возможность отдельным историческим субьектам вернуть себе свою самостоятельность. Почему казаки не успели и не смогли восстановить свой народ как отдельную, самостоятельную общность? Кто такие казаки? Этнос, которому не разрешили стать народом? Но у казаков было собственное самоуправление, свой язык и уникальная ценностная шкала, которая уважая и принимая христианские ценности, стремилась сохранить веками создаваемую традицию и културу. Народ, потерявший возможность стать нацией? Да, народ, который имел все исторические шансы создать свою собственную нацию, объединяя народы, исповедующие одну с ним ценностную шкалу, не институционализованную, превращенную в паразитирующей на горбу народа чиновническую систему, а настоящий сбор определенных писанных и неписанных правил существования личности в этой системе. Нация – нет, другая нация опередила их и используя инструменты имперской политики, превратила их в удобное орудие своих целей, рассеивая их по всем границам своей территории. Она ассимилировала их земли, растворяла их в массе крестьянства и купцов, использовала их пассионарность для своих интересов. И это было осуществлено с согласием самих казаков! Или точнее – при помощи древнего принципа „разделяй и владей”. Военно-общинную систему казаков разделили на проимперскую аристокрацию и обычный военный плебс. Дальше все было очень легко и просто. Отдельный исторический субъект был превращен в органичный элемент русской нации. И Империя должна была сделать это, потому что сам факт существования Казачьей республики был страшной угрозой для нее. Почему? Когда паразиты съедают своего хозяина Одна из самых страшных ошибок нашей цивилизации зародилась еще в недрах ее создания. Свободный человек на одном из уровнях развития его системы совместного существования осознал, что при разделении профессий она становится сильней и устойчивей. Люди не рождаются одинаковыми и равными: у них разные таланты и возможности, уровень интеллекта, характеры. И все они имеют свободу выбора как жить, кем стать и как умереть. Именно эту свободу они начинают понемногу терять из-за необходимости жить вместе. Компромисы в общении рано или поздно ведут до изменении системы. И из орудия совместной жизни и сохранения вида она превращается в дитя, поедающее своих родителей. Побочным продуктом этого процесса было появление слуг-чиновников. Постепенно забывались принципы Золотого сечения (в социальном отношении это означает: 0,62 – производители материальных и духовных продуктов и – 0,38 – воспроизводство, обслуживающие и др.), часть прослойки, обслуживающей систему, становится все больше и больше, она присваивает себе все больше прав и власти, и чтобы сохранить за собой это статукво надо убедить людей, что они не выживут, если не делегируют ей право думать и решать за них. А ведь так и удобнее – на кого-то ложится ответственность, можно считать другого виноватым в твоих ошибках; ведь быть хозяином своей судьбы – дело тяжелое и опасное. Зачем учиться грамоте, зачем самому контактовать и отвечать перед Богом, когда можно и это делегировать другому? И так писари и жрецы съедают цивилизацию Египта. Писари и жрецы съедят и нашу цивилизацию. Пассионариев, которые сами хотят и могут решать свою судьбу, не только нельзя терпеть, их просто надо уничтожить или ассимилировать до такой степени, чтобы они не мешали государственной машине, съедающей своих детей и кормящейся их кровью. И чем больше эта машина, тем больше у нее механизмов и средств манипулировать своими поданными. Искривление информационных потоков, создание нарочитого информационного шума, искажение действительности, направленное на взятие решений, обслуживающих интересы того формирования, который был создан для того, чтобы служить людям, и превратившегося в ужасающего паразита – вот современная картина управления человеческого вида. Неприятно? Невозможно? Чушь? Оглянитесь: какой процент населения работает в создании продуктов – материальных, духовных, интеллектуальных? Сколько чиновников висят у них на шее? В этом числе управление не только институтов, заводов, ферм, но и поселков, городов, областей и т.д. Появление нового государства требует прежде всего огромную армию чиновников, которые должны обслуживать его. Иначе оно просто не успеет выполнять свои функции. Чем меньше оно, тем легче информационным потокам протекать и быть контролированными. Чем больше, тем легче их искажать. Может быть в этом и ответ почему все большие империи кончались крахом. А казаки всегда стремились уменьшить чиновников, иметь свое самоуправление и решать свою судьбу сами. Абсолютно вредные элементы!!! Поэтому другие народы успели сохраниться в рамках империи, а казаков умыли в крови всех тех, с которыми они могли бы объединиться и стать неуправляемыми. Неприятная правда? Почитайте историю. Почему волжских болгар превратили в одну ночь в татар? Почему все научные исследования, направленные на изыскание корней казаков, горцев, судьбы Тьмутараканского государства, Фанагории, связей древних свободных и сильных народов, обычно упираются в тупик? Кто и когда убедил казаков, чьи жены и матери их сыновей далеко не всегда были христианками, что все, кто не исповедуют православие – их враги? Кто превратил самое человеколюбивое и миролюбивое учение в орудие, сжигающее и уничтожающее своих последователей? Кто послал тысячу детей в Крестовый поход (1212 г.), кто сжигал пассионариев, кто продавал целые народы одному или другому императору, как овец? И не спешите возмущаться, автор этих строк никогда не отрекался от Христа, но не согласен с йезуитской редакцией Его Святого Учения. Казаки очень часто цитируют Евграфа Савельева. Сто лет тому назад он успел прозреть именно эту трагедию своего народа. Будучи воспитанником семинарии, глубоко религиозным и честным человеком, в своем творчестве он указывал казакам, что писари и дьяки, продажные церковные служители и чиновники – их основные враги. Это не значит, что не было преданных своему народу священников, не было преданных казакам руководителей. Но их судьба всегда была трагичной. Почему? Лишите один народ ценностной шкалы и территории, и вы очень легко превратите его из организованной системы в аморфную массу, которой очень легко манипулировать и управлять. Земли казаков Исторический алгоритм притежания территории в обозримой истории человеческого вида может быть сведенным к следующему: зарождение этноса на определенной территории, нашествие чужих народов, ассимилирование аборигенного населения, симбиоз с ним (в зависимости от степени организации сталкивающихся систем), совместный захват новых территорий или длительная борьба для сохранения собственной. В Римской империи ветеранов войн одаривали землями. Русская империя за службу казакам давала землю. И не просто на словах, а государственными указами. Петр III „жалует” яицких казаков рекою, землею, денежным жалованием и хлебным провиантом. (1773 ). Где земля уральских казаков? И если нынешние чиновники легкой рукой отмахиваются от решения Петра III, то почему не отмахнутся с такой же легкостью от свободы вероисповедания и от освобождения монастырских крепостных, которых утвердил именно этот император? Отрекая достижения Екатерины, почему не откажуться и от Государственного банка? Одна из задач современных историков казаков – составление полного списка землей, на которых казаки или жили еще до установления Русской империи, или были их притежанием, за которое они заплатили кровью и жизнью. Следующий шаг – это выявление как и когда именно казаки потеряли право быть самостоятельными хозяевами своей земли. И не общими фразами, а конкретно, о каждой десятине, политой казачьей кровью, заслуженной 30-летней службой, подвигом казачек, сохранивших семью и хозяйство в отсутствии мужа и отца, растивших сыновей, которых тоже отправляли служить на границы государства, которое их считало только пушечным мясом. Дороги будущего Такое исследование сейчас легко сделать в рамках несколько месяцев. Следующий шаг – это точная оценка сколько осталось настоящих казаков. Не таких, которым нужен новый хозяин, которые ищут себе новую службу, а таких, которые несут в душе настоящее казачье мышление, не забыли казачий Круг и достоинство. И не случайно, что казаки принимали в свою общность людей чужих этносов, если они были достойны их ценностной шкалы. Дело не в том, чтобы кричать: „Вперед!”, надо очень точно определить „Куда?”. Если казаки осознали себя самостоятельным историческим субъектом, готовы восстанавливать свою культуру, традиции, народопсихологию, определили с кем и куда они готовы определить путь своих детей и внуков, тогда дорога ясна. Но дело не в том заменить одних чиновников другими, работа предстоит очень трудная, связанная с огромной просветительской деятельностью. Сейчас пора писать заново историю народа, издавать сборники, словари, материалы, связанные с особенностями казаков в отдельных краях, искать общее между ними, придти к согласию что и как будут строить как свою самостоятельную социальную систему, и как ее впишут в систему других народов, живущих рядом с ними. Дело не в конфронтации, но прежде чем объединиться, надо очень хорошо определить чем именно мы отличаемся от других. Направить казачью пассионарность на управление своей землей, восстановление своего хозяйства и уже потом искать связь с народами, историческими связями с которыми они были связаны и которые были искусствено разорваны. Может быть наступило время, когда именно эти пассионарии покажут нашей задыхающейся и умирающей цивилизации выход из тупика, куда ее завело ее собственное отречение от ответственности за свою собственную судьбу. Может быть именно казаки покажут дороги нового государственного управления, базирующегося на настоящей демократичности, когда каждый член общества будет иметь право на глас при решении всех его вопросов (благо Интернет сейчас в каждом доме). И если вспомнят уроки мудрых адыгов, то может быть даже дадут пример всему миру, создавая новую религию, объединяющую все выстраданные ценности человечества в одно целое. Ибо БОГ – один для всех, так же как одна эта маленькая провинциальная планета, на которой мы живем. Иначе в борьбе за мир от мира ничего не останется... 14.03.2010 г.