Православные священнослужители поддержали предложение Уральских Казаков переименовать Свердловскую область
Как уже сообщала РНЛ, казаки предлагают переименовать Свердловскую область в Уральскую. С соответствующей просьбой уральское казачество обратилось к Владимиру Путину.
В тексте обращения, подписанного атаманом некоммерческого партнерства «Уральское казачество» Геннадием Ковалевым, выражается благодарность за переименование станции «Свердловск-Пассажирский» в «Екатеринбург-Пассажирский». Но казаки считают, что Средний Урал не может носить имя человека, являвшегося, по их словам, одним из заказчиков и организаторов зверского убиения царя и членов его семьи.
С аналогичной инициативой выступал год назад Совет атаманов Уральского региона. Следует отметить, что данный вопрос периодически возникает с 1992 года. Екатеринбургская епархия предлагает назвать область Верхотурской или Екатеринбургской. Также предлагалось переименовать ее в Бажовский либо Уральский край.
В 1924 году город был переименован в честь ближайшего сподвижника Владимира Ленина - Свердлова. В 1991 году муниципалитету было возвращено историческое название. «Не следует ли составить список исторических названий, которые будут законодательно защищены от переименований? По какому принципу должен быть составлен такой список? Следует ли включить в него все какие-то топонимы советского времени?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что города и улицы, связанные с именами преступных деятелей советского периода, переименовать следует непременно. «Это обязательно. И это давно надо было сделать», - сказал он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что правильней было бы переименовать Свердловскую область в Екатеринбургскую. «Конечно, не хотелось бы видеть на карте нашей Родины названия, связанные с именами преступников и тех, кто не имеет никакого позитивного отношения к истории России. До сих пор во многих провинциальных городах почему-то остаются улицы Розы Люксембург и Карла Либкнехта, все эти Свердловские, Калининские, Дзержинские, улицы III Интернационала. Вот уже двадцать лет все остается без изменений», - сказал он. «Да и в столице не лучше. Чего стоит одна только станция метро, названная по имени цареубийцы Войкова. Случай вопиющий!» - отметил отец Максим.
«Но мы не должны становиться историческими нигилистами и отрицать то светлое, что было и в советскую эпоху. Так, немало улиц и городов названо в честь выдающихся полководцев Великой Отечественной войны и покорителей космоса. Чем плох, например, Королев под Москвой?» - привел он пример. «Я думаю, мы сможем естественным образом отделить пшеницу от плевел. То действительно светлое, что объединяет народ, должно остаться на карте России. А убийцы, преступники и революционеры должны уйти в историческое небытие», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что на карте России немало еще названий, требующих переименований. «То же, конечно, касается и названий улиц и станций метро. Просто недопустимо, чтобы станция метро носила имя убийцы Царской Семьи, причисленной к лику святых. Недопустимо, чтобы одна из важнейших наших областей называлась Свердловской. Другое дело, что она никогда не называлась и Уральской. Логичней, по-моему, было бы переименовать ее в Екатеринбургскую» – сказал он.
«Разумеется, к переименованиям нужно относиться очень осторожно. Нужно бережно относиться к мнению людей, для которых названия, связанные с советской эпохой, значат что-то важное. Многие проблемы удалось бы решить, как мне кажется, с помощью общенародного опроса. Очень важно при этом соблюдение уважительного отношения как к исторической традиции, так и к памяти народа», - заключил протоиерей.
С пониманием отнесся к просьбе уральских казаков, которая была обращена к премьер-министру страны, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге протоиерей Артемий Скрипкин. «Я полностью согласен с идеей переименовать Свердловскую область в Уральскую - или в Екатеринбургскую, как это предлагает епархия, - поскольку Свердлов – не только убийца, но и авантюрист. Известно, что после его смерти был вскрыт сейф, в котором помимо золота и бриллиантов также была обнаружена куча загранпаспортов на его имя. Поэтому нет никаких сомнений в том, что значимость его имени должна быть аннулирована в виду отсутствия какого-либо в нем исторического наследия», - сказал он.
По словам священника, «прежде чем составлять список исторических названий, которые будут законодательно защищены от переименований, необходимо завершить другой более важный процесс – процесс декоммунизации нашего общества». «В свое время декоммунизаци была проведена лишь частично: наряду с Санкт-Петербург осталась Ленинградская область, что парадоксально. Получается, что руки российских властей до чего-то дошли, а до чего-то нет», - отметил он.
Протоиерей Артемий глубоко убежден, что «современная Россия должна отказаться от названий улиц, городов и других населенных пунктов, именованных в честь палачей и убийц советского времени. Кроме того, должны быть также демонтированы и памятники, воздвигнутые в их честь». Он также считает, что «в России еще 20 лет назад стоило создать комиссию, в состав которой вошли бы историки, представители власти, общественных и церковных структур, способные раз и навсегда разобраться с вопросом какие имена в российской топонимике следует сохранить, а какие убрать». «Главное – это определиться с персоналиями: кто является героем, а кто преступником. Это стало бы еще одним шагом к той самой новой идентичности, о которой говорил президент», - заключил отец Артемий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, поддерживает предложение переименовать Свердловскую область в Уральскую. «Увековечение в топонимах имен советских деятелей, своими преступлениями принесших столько горя и страданий нашим соотечественникам, исторически несправедливо. На нашей карте немало еще остается топонимов, связанных с советской идеологией», - сказал он.
«Да, мы недалеко еще ушли от советской эпохи, но возвращать городам их исторические имена необходимо. Безусловно, при этом власти должны прислушиваться к общественному мнению и осуществлять переименование, исходя из консенсуса, достигнутого жителями того или иного города» - добавил иеромонах.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, полагает, что в политике переименований можно было бы опереться на строгие принципы. «Мы, безусловно, должны стремиться к восстановлению исторической справедливости. При этом мы должны с уважением относиться к чувствам представителей старшего поколения, у которых самые светлые воспоминания могут быть связаны именно с советской эпохой и ее атрибутикой», - сказал он.
«Здесь, по-моему, важно дать нашим ветеранам более глубокое представление о советском периоде нашей истории, не вычеркивая из него, в том числе и из названий улиц и городов, то действительно хорошее, что в нем было. Очень важно также, чтобы процесс переименований имел демократический характер. Активное участие в этом должны принимать сами граждане. По крайней мере, власти обязаны с уважением относиться и учитывать мнение народа», - заключил священник.
Священник Георгий Рощин, зампред отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, полагает, что стоит задуматься, достойны ли имена людей, погубивших огромное количество жизней в советское время, быть названиями населенных пунктов России. «Было бы хорошо, если бы была создана комиссия из представителей власти и общественности, в том числе и представителей Церкви, которая бы занималась вопросом переименования населенных пунктов. Она бы и составила такой список-рекомендацию», - сказал он.
«Исторический процесс всегда очень сложен, и смена наименований населенных пунктов – это своего рода закономерный процесс. Поэтому не надо этого бояться и делать из названий населенных пунктов и территорий нечто неприкосновенное. И здесь самое главное, чтобы возвращение или исчезновение названий на карте России было отражением воли гражданской общественности», - подытожил он.