Феликс Киреев: Священники не влияли на ход казачьего круга
Тема взаимоотношений церкви и казачества в Терском реестровом войске становится все более животрепещущей. Участились прецеденты, когда священник на круге, словно есаулец, решает, что должны, а что нет обсуждать казаки, и грозит при нарушении его требований покинуть круг. Тогда решения казаков признаются нелегитимными. Более того, за последние два года многие казачьи круги были сорваны, потому что батюшка не дал своего благословения.
Высший церковный совет Русской православной церкви в 2012 году рекомендовал прописывать в уставе казачьих обществ, что «казачий священник является вторым лицом после атамана», «имеет право приостановить решение атамана или круга, если оно противоречит истинам православной веры и правилам христианской нравственности», и «принимает обязательное участие в работе правления казачьего общества».
Таковы традиции? Отнюдь.
Дореволюционные взаимоотношения церкви и терского казачества изучал, работая над статьёй «Под омофором православной церкви» для «Терского сборника», историк и журналист из Владикавказа Феликс Киреев. Ему КАВПОЛИТ адресовал волнующие многих казаков вопросы
— Участвовали ли священники в казачьих кругах, и какова была их роль?
— Изучая тему взаимодействия казачества и церкви в прошлом, необходимо учитывать, что в структуре Российской империи как казачество, так и церковь занимали иное место в отличие от дней сегодняшних.
Казачье войско являлось административно-территориальным образованием. Например, Терское казачье войско имело конкретную территорию, административную структуру, бюджет, законодательство, которое его касалось, и население – терские казаки и другие граждане, проживавшие на территории войска.
В 1917 году казачьи войска обрели выборные структуры власти – войскового атамана и законодательный орган. Иначе говоря, Терское казачье войско – это аналог нынешней национальной республики с титульной нацией «терские казаки».
В то же время Русская православная церковь была государственной структурой, по-нынешнему – федеральным министерством. Синод – министерство во главе с обер-прокурором, а епархии как федеральные структуры на местах. Таким образом, священник был не только духовным лицом, но и чиновником, представителем власти.
Вся деятельность казачества была четко регламентирована законодательством – указами государя императора, приказами военного министра. Все это опубликовано в Своде законов Российской империи и других соответствующих изданиях.
Аналогичным образом регулировалась и деятельность Русской православной церкви. Подробно это изложено в таких изданиях, как «Законы о православном духовенстве», «Устав духовных консисторий», «Права и обязанности благочинного» и других.
Поэтому в прошлом все взаимоотношения церкви и казачества регулировались законами.
Когда говорят, что исторически священник присутствовал на казачьем кругу и, более того, влиял на его ход, хочется спросить, когда это было и вообще о чем идет речь?
Напомню, что с XVIII века, когда казаки были окончательно включены в структуру Российской империи, они были лишены выборности атаманов. Все должности были назначаемые.
Лишь в 1870 году было введено станичное самоуправление, а в 1891 году издано новое Положение о станичном самоуправлении.
В более раннем периоде на Тереке проживали лишь гребенцы, которые, как известно, были старообрядцами, и говорить о присутствии на их кругах православных священников не приходится.
Если мы посмотрим Положение о станичном самоуправлении, то не найдем там упоминание о священнике. При этом он присутствовал при выборах атамана станицы.
Во-первых, вместе с начальником участка, куда входит данная станица, он подписывал приговор с результатами выборов. Здесь он выступал как представитель власти, подтверждая законность, правильность выборов.
Во-вторых, когда наказной атаман войска утверждал избранного станичного атамана в должности, то последний приносил присягу. И здесь священник присутствовал и как представитель власти, и как лицо духовное, так как присяга давалась на Священном писании.
В других случаях на станичных кругах священник присутствовал, если только его позовут по необходимости, если решались дела, которые его касались. Если священник сам из казачьей среды, то принимать участие в станичных сходах он не мог.
На это был официальный ответ Синода. В нем говорилось, что когда человек переходит в духовный сан, то он теряет свой прежний статус. Он уже относится к духовенству и не считается казаком, мещанином, дворянином и так далее. А в станичном сходе могут участвовать лишь казаки.
По причине отсутствия выборности атаманов войска и атаманов отделов до 1917 года не проводились войсковые круги и круги отделов. Соответственно, не было никакого механизма их проведения, не регламентировалась роль духовенства на них.
Лишь после февральской революции начали созываться войсковые круги.
Если мы ознакомимся со стенограммами этих кругов, то не обнаружим присутствие духовенства. В лучшем случае будет сказано «круг начался с молитвы».
Но это обычное правило того времени – прочитать молитву перед началом всякого дела. Ее могли прочитать присутствующие сами, и без духовенства.
— Значит, казачьи круги могли проводиться и без благословения батюшки, и это не было чем-то из ряда вон выходящим?
— Есть фото избранного в 1917 году войскового атамана ТКВ М.К.Караулова в окружении участников круга, и духовенства среди них нет. А по нашим меркам там архиерей должен присутствовать.
Но таковы реалии того времени. Казаки занимались своими делами, а духовенство решало свои вопросы. И без этого присутствие церкви в жизни казака было значительно.
Церковь законодательно фиксировала рождение, бракосочетание и смерть человека. Обязательными были исповедь, причастие, соблюдение постов, церковных праздников. За всем этим следило станичное духовенство, которое соответствующим образом отчитывалось перед своим начальством.
В целом все казачьи мероприятия не обходились без присутствия священнослужителей. В первую очередь различные праздники и принятие присяги.
— Был ли войсковой священник и духовники у каждого подразделения? Как окормлялись казаки?
— Такого понятия как «войсковой священник» не было. Не было в нем необходимости.
В станицах всеми делами, связанными с духовной сферой, занимался приходской священник, в городах – священники военного ведомства или городские. Если мероприятие носило особо важный характер, то в нем принимал участие правящий архиерей.
В казачьих полках были полковые священники, но лишь в тех полках, которые находились на границе, вдали от приходских церквей.
Подчеркну, что священнослужители присутствовали на казачьих мероприятиях, а не участвовали в них, и уж тем более не влияли на их ход.
— Когда читаешь ваши выписки из старинных документов о том, как казаки собирали деньги на строительство каменного храма в Архонской, или как Терское войско выделило из своей казны 25 тысяч рублей теми деньгами на возведение церкви в станице Павлодольской, или как войско содержало церковь и духовенство, складывается ощущение, что раньше священнослужители были больше зависимы от казаков, чем казаки от церкви.
— До революции станичные общества фактически содержали местное духовенство. Все станичные храмы были выстроены на средства станичных обществ и богатых благотворителей.
Кроме того, из бюджета Терского войска выделялись средства на содержание духовенства и строительство храмов.
— Насколько воцерковленными были казаки тогда по сравнению с нынешним временем?
— Казаки были более воцерковленные, чем в наши дни, но регулярно посещать храм они не любили. Они щедро жертвовали на строительство и благоустройство храмов, крестились, венчались, и считалось, что этого достаточно.
По мнению современников, так сложилось из-за того, что ранее казаки были сильно заняты военной службой, и на посещение богослужений порой не оставалось времени.
А также по причине того, что треть Терского войска ранее были старообрядцами. К 1917 году в некоторых станицах (Червленной, Каргалинской и др.) не существовало православных храмов.
— Как вы оцениваете роль казачества в укреплении Русской православной церкви на Кавказе?
— Необходимо учитывать, что в целом Российская империя была православным государством, и это было заложено в ее идеологии.
Армия, в составе которой состояли казачьи подразделения, стояла на страже государственных интересов, т.е. православия. Таким образом, в первую очередь была важна лояльность к власти.
Если человек трудился в какой-то сфере во благо государства, отстаивал его интересы, то не важно было, какой он веры или национальности. Казаки (православные, старообрядцы, мусульмане и др.), служа в армии, естественно, были на страже православия как одной из основ идеологии государства.
Таким образом, к примеру, терский казак, мусульманин, генерал Эльмурза Мистулов фактически оказывался воином Христовым наравне с другими православными казаками.
Власти, конечно, пытались обратить в православие всех казаков, но категорично этот вопрос никогда не стоял. Главное было верно служить Царю и Отечеству, а вероисповедание отходило на второй план. Поэтому из числа казаков-мусульман и старообрядцев вышло немало генералов и офицеров.
— Как вы думаете, дает ли результаты чрезмерная опека казаков священнослужителями в наши дни?
— Сейчас ситуация иная, но духовенству необходимо понимать, что казаки, как и прежде, свободолюбивый народ и всегда болезненно воспринимают всякое ущемление своей свободы.
Они были недовольны, что власти Российской империи лишили их выборности войсковых атаманов, и сейчас не рады, когда духовенство вмешивается в их дела.
При этом нынешним казакам еще далеко до воцерковленности прежних казаков. Сейчас немало можно встретить казаков, которые бьют себя в грудь, утверждая, что они воины Христовы, а сами не посещают богослужения, не исповедуются, не причащаются.
В этой ситуации священнослужителям необходимо не учить уму-разуму казаков на кругах, наставляя их, куда и с кем идти, а вести миссионерскую, просветительскую работу на местах, в приходах.
Не грозные заявления с высоких трибун священнослужителей, включая архиереев, а деятельная работа приходского священника даст необходимые плоды. Приходской священник должен объяснять казакам основы православия, учить их, что такое хорошо, а что такое плохо с точки зрения христианской морали.
— Была ли какая-то реакция священнослужителей на ваши исследования о роли церкви в казачьей жизни?
— Может быть, все это не по нраву кому-то из духовенства, но это же правда истории. Нельзя в наши дни строить взаимоотношения церкви и казачества, не учитывая то, какими они были в прошлом.
Никто не призывает вернуть старое, но его надо знать и, опираясь на прежний опыт, выстраивать новые взаимоотношения. Лишь тогда будет положительный, богоугодный результат.
Автор статьи Светлана Болотникова
http://kazachestvozab.ru/publ/ideologija/kazaki_i_svjashhenonachalie/2-1-0-33