21 ноября - день Уральского Казачьего Войска
21 ноября - день Уральского Казачьего Войска
Геноцид и гибель Уральского Казачества.
Каждый казак должен помнить о геноциде, совершенном коммунистами против казачества. Целые станицы были вырваны с корнем и оставлены на погибель в Заполярье. Хутора и станицы становились объектами "черных досок". Казаки погибали от голода в 20-30-х гг. 20 века, а также становились жертвами сталинских концлагерей. В других районах России об этом перестали даже говорить.
Уральское войско к 1920 году уменьшилось с 174 тыс. до около 70 тыс. человек. В период с 1917 по 1920 годы из-за нехватки мужского казачьего населения площадь посевов в Уральской области сократилась в 2,5 раза, а поголовье скота – в 3,5 раза.
Часть казаков вернулась из советского плена на Урал, но их мирная жизнь была краткой. В 30-е годы бывшие участники белого движения были уничтожены за отказ вступить в колхозы. В 1933-38 годах органы ОГПУ – НКВД провели чистку антисоветских элементов на Урале. В казачьих семьях остались лишь женщины, дети и старики – всего 10-15% от первоначального числа Уральского войска.
Многие страницы героической и трагической борьбы казаков против большевизма до сих пор не получили должного освещения. Несмотря на значительный вклад казачества в антибольшевистское сопротивление, особую роль следует отдать Уральскому казачьему войску, чье наименование является золотыми буквами в истории казачества.
Сегодня почти нет литературы, которая рассказывала бы про события Гражданской войны в Уральском казачьем войске, и мало что известно о борьбе уральских казаков против большевиков. Изучение этой темы пока еще не получило должного внимания. Одна старая уральская казачья песня говорит: "Все знают про икру Урала и уральских осетров, но мало кто слышал про уральских казаков".
После Гражданской войны и падения Советского Союза было создано множество работ, посвященных Уральскому казачеству и участию казаков в ней, но изучение антибольшевистского сопротивления уральского казачества так и осталось недостаточно исследованным.
За редким исключением советские историки умалчивали историю Гражданской войны в Уральском казачьем войске, предпочитая говорить о победах Красной армии. Такая уклончивость объясняется несколькими причинами.
До сих пор немногим известно, что Уральская казачья армия не была разбита большевиками, а погибла почти полностью из-за страшных эпидемий тифа. Большевики специально допустили эту эпидемию на территорию Уральского казачества, так как не могли победить казаков только силой. Молчание вокруг истории борьбы уральских казаков против большевиков можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, документов на эту тему сохранилось очень мало. Большая часть документов Уральского казачьего войска погибла или до сих пор остается недоступной для историков. Во-вторых, почти все уральские казаки погибли во время гражданской войны или эмигрировали, поэтому людей, которые могли бы рассказать историю борьбы уральских казаков против большевиков, осталось совсем мало.
Уральское казачество играло особую роль в казачьей истории, покрыв себя славой в борьбе с врагами, участвуя во всех войнах, проводимых Царской Россией и задолго до этого времени. Особенно уральские казаки отличились на войне в Средней Азии. Даже среди остальных казачьих войск Уральское выделялось по многим параметрам, включая свою демократичность: войсковые старшины не смогли получить такие привилегии, какими пользовалась казачья верхушка в других войсках. Также у них был особый способ формирования боевых частей - наемники.
Даже цвет лампасов уральских казаков (малиновый) выделялся среди казаков других 12 войск, чьи лампасы были красного, желтого или синего цвета.
В отличие от большинства других казачьих войск, Уральское войско получало свой основной доход не от земли, а от рыболовства.
Даже среди других казачьих войск оно считалось самым бунтарским. С 1670 по 1874 год на его территории произошло 10 крупных и множество мелких восстаний против царского и дворянского произвола. Особенно яркими были участие в казачьих войнах за независимость Разина и Пугачева.
В итоге, войско было лишено значительных привилегий, включая право называться Яицким войском и иметь собственную артиллерию, своего атамана, а также нанимать для работ людей, не являющихся казаками, особенно инородцев.
Впоследствии большевистские историки создали миф о невероятном богатстве Уральского войска, которое, якобы, было нажито за счет эксплуатации киргизского населения; они также утверждали, что почти все войско было старообрядческим, следовательно, заранее враждебным к Советской власти (старообрядцев среди уральцев было почти все); и о том, что политика расказачивания на Урале проводилась с большими "перегибами" по сравнению с другими регионами.
Действительно, политика расказачивания большевиков по отношению к уральским казакам с марта 1919 года заключалась в поголовном уничтожении казачьего населения, в отличие от других регионов.
Важно отметить, что ко времени начала этой политики все уральские казаки, способные держать оружие, уже более года отчаянно сопротивлялись большевикам. Расказачивание, жестокое насилие над казачьим населением и национализация женщин еще больше озлобили казаков против большевиков, но это нельзя принять в качестве основной причины их неприятия Советской власти.
До 1917 года Уральское войско жило замкнутой жизнью и было в нестабильном положении по сравнению с другими казачьими войсками, так как не получило прощения со стороны царизма. Некоторым людям, не знакомым с уральским казачеством, может показаться, что уральцы, сохранившие свой гордый бунтарский дух, должны были поддержать большевиков.
Однако уральские казаки решительно не поддержали большевиков, а наоборот, сражались против них до последнего человека.
Это объясняет почти 100-процентное участие уральских казаков в борьбе против орд 3-го Интернационала – от 15-летних до 80-летних.
Важно упомянуть, что ни в одном из 12 других казачьих войск не было подобного показателя. В отличие от других казачьих войск, Уральское войско категорически отказалось признать власть Советов. Его столица Уральск героически оборонялась казаками и крестьянами из соседних губерний в течение года и трех месяцев, отражая попытки большевиков установить там свою власть в 1919 году. Ни один город бывшей царской России не может похвастаться подобным.
В течение более двух лет уральские казаки, практически без помощи соседних Казачьих армий, сопротивлялись красным силам.
Представители других казачьих войск уважительно называли их "страдальцами казачества" за их самоотверженность, ради Казачьего дела, в то время как большевики называли уральских казаков "свирепыми палачами" из-за их непримиримого отношения к Советской власти. Уральские казаки старались не брать пленных до апреля 1919 года и беспощадно уничтожали коммунистов, комиссаров и всех, кто активно участвовал в "расказачивании", а также насиловал и убивал казачек.
На фронтах уральского казачества не было понятия "красный казак", в отличие от Дона, Кубани, Терека и Оренбуржья, где часто возникали красные казачьи полки. Уральские казаки продолжали сопротивление советским властям даже после поражения всех национальных казачьих гнезд сопротивления, армии Юденича, падения Колчака и оренбургской армии. Они не надеялись на победу, а скорее старались дорого продать свои жизни.
Даже стоя перед выбором между сдачей в плен при предложении Фрунзе в обмен на обещание от него и Троцкого не применять репрессии и героической гибелью от тифа, мороза, голода и красных пуль, уральские казаки выбрали последнее, ненавидя и борясь с большевиками. Они не жаловались и не просят пощады, сражаясь до последнего. Им заслуженно уделяется вечная память и всеобщее уважение за это.
Атаман Иван Кольцо