Бой на Чувашском мысу
Бой на Чувашском мысу — произошёл 23 октября (4 ноября) 1582 года вблизи города Искер, столицы Сибирского ханства, на Чувашском мысу между отрядом казаков под начальством Ермака Тимофеевича и сибирскими татарами во главе с ханом Кучумом. Сражение окончилось победой экспедиции Ермака и во многом привело к падению Сибирского ханства.
1 сентября 1582 года экспедиция Ермака выступила в поход на Сибирь. Чуть позднее к ним примкнул ещё один отряд численностью 300 человек. В его составе помимо казаков было также много наёмников-немцев, в большинстве опытных воинов — участников Ливонской войны. Таким образом, экспедиция Ермака, выступавшая против Сибирского ханства, насчитывала менее тысячи человек.
Ко времени подхода казаков к столице Кучума, городу Искеру, его укрепления сильно обветшали и пришли в негодность. Искер был окружен земляным валом, но и тот осыпался, сделанные из дерева стены осели и частями погнили. Войско Кучума не могло рассчитывать на силу крепости и поэтому решило принять бой на берегу и у подножья горы на Чувашском мысу. Хан Кучум расставил лучшие свои силы за поваленными стволами. Он также решил установить несколько пушек, однако во время сражения они так и не выстрелили. Вероятно, у Кучума просто отсутствовал порох.
Предполагается, что татары решили ждать атаки Ермака, чтобы, обороняясь за стволами, не попасть под пули казаков, а затем, позволив Ермаку приблизиться к ним, решить сражение крупной рукопашной схваткой, используя значительный численный перевес.
В ходе битвы казаки, приблизившись к берегу, стали обстреливать сибирцев и одновременно высаживать своих воинов на берег. Татары в свою очередь стали стрелять в тех из луков и старались заставить казаков отойти к стругам. Пушки казаков вели непрерывный огонь, но особого вреда засевшим за бревнами татарам не смогли причинить.
Маметкул, главнокомандующий татарской армией, проделал в засеке три прохода и отдал приказ, выйдя из-за неё, атаковать казаков. Как только воины Сибирского ханства стали приближаться к ним, казаки построились в каре и оставили посередине стрелков с пищалями. Наступавшие впереди сибирского войска ханты и манси (остяки и вогулы) после первых же выстрелов растерялись и стали выводить своих людей из битвы.
Татары, несмотря на панику в передних рядах, продолжали наступать и смогли добежать до рядов казаков. Пытаясь опрокинуть каре, они смешались с казаками и пошли в рукопашную. Но тут сказалось превосходство казаков и немецких наемников в тактике и в вооружении. Казачьи пищали оставались защищёнными внутри каре и продолжали вести огонь по татарам, причиняя тем большой урон, сея панику. Сам Маметкул стал собирать вокруг себя остатки конницы, чтобы ударить ей по казакам в лоб и тем самым разбить последних. Однако внезапно он был свален шальной пулей и упал из седла. В тот же момент один из казаков чуть не захватил его в плен. Татарские уланы все-таки смогли отбить Маметкула и на лодке вывезли его из места сражения.
Ранение Маметкула вызвало настоящий хаос в сибирском войске. Началась паника, и сибирцы стали повально разбегаться. Сам хан Кучум, наблюдавший за сражением с горы, бежал, бросив столицу Искер. Отряд Ермака не преследовал татар, возможно потому, что был малочисленным или казаки опасались какой-нибудь засады. На ночь они отошли в Атик-город. Через несколько дней сибирское войско полностью разложилось и перестало существовать.